«Огниво», анализ сказки Андерсена
История создания
Сказка «Огниво» была написана 30-летним Андерсеном в 1835 г. Она вошла в первый сборник сказок под названием «Сказки, рассказанные детям», изданный в том же году. Большинство сказок этого сборника основано на фольклоре. Такова и сказка «Огниво».
Литературное направление и жанр
По сюжету авторская сказка «Огниво» напоминает традиционные волшебные сказки. В основе таких сказок лежат приключения героя, в результате которых меняется его статус (солдат становится королём). Достичь этого помогают волшебные предметы (огниво) и волшебные помощники (три огромных пса). Часто в таких сказках фигурирует ведьма, связанная с миром мёртвых.
Романтики первыми заинтересовались волшебными сказками, стали собирать фольклор и писать собственные сказки на фольклорной основе. Именно с этого начал свою карьеру сказочника романтик Андерсен.
Тема и проблематика сказки
«Огниво» - одна из немногих сказок писателя, в которой он почти не выходит за рамки фольклорной основы. В ней нет свежих идей или подтекста. Тема сказки – истинные ценности. Ими становятся упорство в достижении цели, любовь, смелость, а вовсе не деньги, которые в сказке обесценены, равны сору, недаром их так легко и получить, и потерять.
Основная проблема сказки тоже традиционна: социальные ограничения, непреодолимая пропасть между разными сословиями, богатством и бедностью, которая преодолевается с помощью волшебства. В этой проблеме отразились собственные непростые отношения Андерсена с властями и покровителями. Другие проблемы сказки менее заметны, например, проблема воспитания, которое не должно быть сопряжено с насилием. Принцесса радуется смерти отца короля, потому что это означает её взрослую жизнь и освобождение. Проблема истинных и ложных друзей, исчезающих у обедневшего героя, традиционна для фольклора и литературы.
Сюжет и композиция
Волшебная сказка всегда строится по определённому канону. Герой преодолевает трудности и достигает цели, обратившись сначала к миру мёртвых. Дерево, через дупло которого солдат спускается в подземелье – мировое древо, в корнях которого расположено подземное царство, мир мёртвых.
Из подземного царства солдат получает богатство, волшебный предмет и волшебных помощников. Главным среди даров оказывается огниво, потому что владеющий им становится повелителем потусторонних существ.
Сюжет сказки строится на тройных повторах и градации (усилении признака). Каждая следующая собака во много раз больше предыдущей. Она охраняет большие сокровища.
Солдат трижды набирает в ранец, карманы, а потом и в сапоги медь, серебро и золото. Важный сюжетный ход – испытание солдата богатством, которое он проходит с честью, много помогает бедным. Но вот испытания тщеславием солдат не проходит, он верит ложным друзьям, называющим его славным малым и настоящим кавалером, и ему это очень нравится. Солдат дерзок, но это качество помогает ему добиться запретного плода.
Волшебное свойство огнива открывается солдату случайно. От количества ударов по кремню зависит то, какая собака появится перед хозяином.
Трижды солдат приказывает самой маленькой собаке с глазами как чайные чашки доставить ему ночью принцессу, и только на третью ночь фрейлина придумала привязать к спине принцессы мешочек с крупой.
Мотив пророчества часто встречается в волшебных сказках. Солдат приговорён к казни, чтобы пророчество о его браке с принцессой не сбылось. Но, с одной стороны, невозможно обмануть судьбу, другой – смекалка помогает солдату послать мальчишку за огнивом, вызвать волшебных собак и стать королём и счастливым мужем принцессы.
Герои сказки
Главный герой сказки – солдат. Это традиционный герой фольклора. В отличие от фольклорного дурака, солдат в сказке сметливый, а не просто везучий. Это пример героя, который при благоприятных обстоятельствах может сам построить своё счастье.
Герой сказки – человек бывалый, «служивый». Служба его закончена, он возвращается домой с войны. Это человек перед началом новой жизни. Герой не имеет ни профессии, ни денег, только саблю на боку и ранец за спиной. Герой подобен витязю на распутье. По законам волшебной сказки, он справляется с ситуацией, обратившись к миру мёртвых.
Образ солдата прописан более подробно, чем в фольклоре. Он щедр и расточителен, тщеславен, авантюрист, храбр. Страх солдат побеждает смехом, он шутит даже перед лицом смерти. Страшным псам солдат говорит: «Вот так молодец», «Нечего тебе таращиться на меня», «Моё почтение». А с мальчишкой, посланным за огнивом, солдат в преддверии казни шутит: «Без меня ведь дело не обойдётся».
Ведьма в волшебной сказке – проводник из мира мёртвых. Поэтому и сама она напоминает мертвеца: «Безобразная, противная, нижняя губа висела у неё до самой груди». Ведьма лжива и льстива. Она начинает разговор с того, что хвалит солдата: «Вот бравый солдат!» Она хочет хитро обмануть солдата, предлагая ему взять сколько душе угодно денег, а старое огниво представляя как что-то негодное.
Ведьма вынуждена искать союзника, который спустится в дупло. Можно только догадываться, почему она сама не решается сделать это, ведь огниво лежит в подземелье уже 300 лет. Когда солдат достаёт огниво, поведение ведьмы меняется. Она грубит солдату, за что тот её и убивает. Её не должно быть жалко, потому что она отвратительна и внешне (см. её портрет вначале), и внутренне.
Три собаки, стерегущие медь, серебро и золото, – родные сёстры Цербера, стерегущего царство мёртвых. Ужасные стражи превращаются в послушных слуг с помощью волшебных предметов. Клетчатый передник ведьмы нейтрализует агрессию собак, парализует их. Огниво делает их послушными слугами, выполняющими любое желание.
О размере собак читатель догадывается лишь по одной детали – размеру глаз. Уже собака с глазами, как чайные чашки, огромна.
Собаки не только преданны хозяину, но и по-человечески умны. Так собака поставила кресты на всех домах, чтобы фрейлина не нашла помеченный ею крестом дом солдата. Кроме того, в финале сказки на свадебном пиру собаки сидят за столом и таращат глаза. А ещё собаки умеют танцевать и кричать «ура».
А уж тем более собака, чьи глаза размером с мельничные колёса или Круглую башню.
Король с королевой олицетворяют зло, жестокое и неразумное правление. При этом королева – женщина умная и трудолюбивая. Король запер принцессу в медном замке, испугавшись пророчества о её замужестве с солдатом. Так что о смерти короля никто не жалеет, даже обиженная принцесса.
Художественное своеобразие
В отличие от фольклорной сказки, действие в которой никак не связано с земными царствами, все образы «Огнива» связаны с родными Андерсену Данией и Копенгагеном. Глаза самой большой собаки размером с Круглую башню (астрономическую башню в Копенгагене), а за золото собаки солдат мог бы купить весь Копенгаген.
Ещё одно отличие от фольклорной сказки – постоянное эмоциональное присутствие автора, чьё повествование обращено к ребёнку. Он шагает вместе с солдатом: «Раз-два! Раз-два!» Богатство солдата измеряется тем, сколько сахарных поросят, оловянных солдатиков и кнутиков он может купить. Автор эмоционально комментирует происходящее междометиями, сочувствует солдату в тюрьме: «Как там было скучно!» Сказочник предупреждает читателя о самых напряжённых моментах повествования: «А вот теперь послушаем!»
- «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена
- «Снежная королева», анализ сказки Андерсена
- «Русалочка», анализ сказки Андерсена
- «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена
- «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена
- «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена
- «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена
- «Соловей», анализ сказки Андерсена
- Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография
- «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена
- «Снеговик», анализ сказки Андерсена
- «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена
По писателю: Андерсен Ганс Кристиан