«Жизнь Галилея», анализ пьесы Брехта
История создания
Брехт написал пьесу в «Жизнь Галилея» в Дании в годы изгнания. В Данию писатель с семьёй попал в 1933 г. по приглашению писательницы Карин Макаэлис, убегая от гитлеровского режима. Творил Брехт буквально в сарае, поселившись в соседней рыбацкой хижине. Пьеса была написана в 1938 г. в течение трёх недель, но доработана в 1939 г. В 1940 г. пьеса была размножена на стеклографе, а в 1943 состоялась её премьера в театре «Шаушпильхауз» в Цюрихе. Вскоре Брехт убедился в необходимости второй редакции, потому что политический конфликт между героем и властью можно было расценивать как научный спор, борьбу за научную истину. Брехт не мог допустить ложных толкований, о которых говорили ему некоторые физики, считавшие, что Галилей отрёкся от научной истины ради того, чтобы «продолжить научные труды и передать их потомству».
Вторая редакция сопровождала перевод пьесы на английский язык. Брехт работал над переводом вместе с актёром Чарльзом Лоутоном в 1945-1946 гг. В новом варианте, как считал Брехт, конфликт Галилея с властями освещён «новым, ярким светом» (намёк на сброшенные в Японии бомбы). Пьеса была поставлена в Лос-Анджелесе в «Коронет театре». На русский язык вторая редакция переведена в 1957 г. Благодаря политическим контекстам, она была созвучна и проблемам оттепели, и началу брежневского застоя: в 1966 г. Юрий Любимов поставил «Жизнь Галилея» в «Театре на Таганке» с Высоцким в главной роли.
Литературное направление и жанр
Брехт – основоположник так называемого «эпического театра», главная черта которого – соединение драматического действия с эпической повествовательностью. Теоретическая основа эпического театра строится на взаимоотношениях между сценой и зрительным залом: Брехт настаивал на необходимости критической оценки происходящего, отвергая эмоциональное сопереживание зрителя. Среди других теоретически разработанных методов «эпического театра» включение автора в спектакль, дистанцирование (то есть возможность актёра высказываться о своём персонаже) и разрушение «четвёртой стены», благодаря которому актёр может свободно общаться со зрителем и даже вступать с ним в конфликт или спор.
Брехт ввёл в свой театр зонги – музыкальные номера, которые являли собой интермедию или авторский комментарий. Но в «Жизни Галилея» зонги скорее полны подтекстов и скрытых намёков.
Сам Брехт ни в коем случае не соглашался трактовать «Жизнь Галилея» как трагедию, но как оптимистическую пьесу: «В пьесе показано начало новой эры и сделана попытка пересмотреть некоторые предрассудки относительно начала всякой новой эры».
На первый взгляд, «Жизнь Галилея» - историческая драма. Её события соответствуют историческим, датировки точны. Но за событиями 300-летней истории нужно увидеть актуальные тенденции и современный подтекст.
Тема, конфликт, сюжет и композиция
Тема пьесы – наступление «нового времени» и реакция на идеи нового времени: «Нет более неутомимого реакционера, чем новатор, потерпевший поражение».
Конфликт в эпическом театре совершенно особенный. Это не конфликт героев, а конфликт героев и актёров. Но, к сожаленью, этот конфликт можно только представить при чтении пьес. Именно поэтому читателям герои Брехта часто казались бескровными и схематичными, чего нельзя сказать о зрителях его пьес, потому что игра актёров вдыхала в героев жизнь. В этом смысле пьеса «Жизнь Галилея» выгодно отличается от других произведений Брехта, потому что герои в ней полны жизни, а основной конфликт между героем-учёным и властью.
Галилей ни на миг не сомневается в своей правоте, он настаивает на том, что правильна система Коперника, в которой Земля вертится вокруг Солнца. Его конфликт с обществом, несмотря на внешнее смирение, не прекращается никогда, потому что именно в научной честности герой видит прогресс человечества: «Наше невежество бесконечно. Уменьшим его хоть на крошку! К чему еще теперь стараться быть умниками, когда мы наконец можем стать немного менее глупыми?», «Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы».
Действие пьесы происходит в Италии, в Падуе, Флоренции и Риме, в 17 в. и развивается на протяжении 28 лет. Вся пьеса – рождение, жизнь идеи Галилея и отречение от неё. В пьесе поднимаются проблемы, актуальные во все времена, например, бедность учёных, которые, хотя и защищены в Венецианской республике от инквизиции, но не могут жить на научные исследования. Галилей вынужден брать учеников: «А как же мне продвигаться вперед, если только для того, чтобы поддерживать свое существование, я должен втолковывать каждому болвану, который может заплатить, что параллельные линии пересекаются в бесконечности?».
Именно в Падуе, в Венецианской республике, Галилей волен отрицать устоявшуюся и принятую церковью птолемеевскую систему мирозданья, согласно которой Земля плоская и неподвижная. Галилей – сторонник системы недавно сожжённого инквизицией Коперника. По преданию, отрекшись под давлением инквизиции от своих убеждений, освобождённый Галилей произнёс афоризм: «А всё-таки она вертится!» Брехт не использовал эту фразу, потому что не был уверен в её документальности.
Драма состоит из 15 частей (актов). Действие первых 3 актов происходит в Падуе. Описывается жизнь и быт Галилея, у которого есть дочь Вирджиния, и его денежные затруднения, о которых беспокоится экономка Сарти. Галилей берёт ученика, который занимается согласно веянью моды и по настоянию родителей. Галилей хитростью добивается надбавки к своему маленькому жалованию математика, якобы изобретя подзорную трубу. Но на самом деле он нашёл ей новое применение для наблюдения за небесными телами. Учёный с другом наблюдает Луну и Юпитер, подтверждая теорию Коперника.
Когда афера Галилея раскрылась, он переехал в опасную Флоренцию во дворец герцога Козимо Медичи. Но учёные даже не соглашаются посмотреть в подзорную трубу, требуя теоретических доказательств правоты Галилея. Зато теорию Коперника, к ужасу церкви, подтверждает главный астроном Ватикана Кристофер Клавиус из института Ватикана «Коллегиум Романум».
Акты 5-8 описывают тяготы и лишения Галилея, которые не могут заставить его отречься от идеи и прекратить исследования. Это и чума во Флоренции, и запрет инквизиции на учение Коперника: «Господин Галилей, святейший совет постановил сегодня ночью, что учение Коперника о том, что Солнце неподвижно и служит центром вселенной, а Земля не центр вселенной и движется, является безумным, нелепым и еретическим». Галилею позволяют исследовать и использовать учение как математическую гипотезу, утверждая, что познание невозможно.
В 9 акте описано, что учение Галилея становится признанным в народе, как и мечтал учёный. Папой Урбаном 8 становится учёный-кардинал Барберини. Галилей, 8 лет занимающийся механикой, надеется вернуться к астрономическим исследованиям. Народ называет Галилея разрушителем Библии, хотя сам Галилей считает Библию и Гомера любимым чтением. Галилея вызывают в Рим на допрос святой инквизиции. Люди боятся его как еретика.
Двенадцатый акт кульминационный в пьесе. Это диалог учёного-папы и кардинала-инквизитора. В папе побеждает не человек или учёный, а социальная роль. Он соглашается, что учение Галилея еретическое, но просит смягчиться и только показать слепнущему старику орудия пыток, не при меняя их.
Кульминацией, вместо традиционного высказывания Галилея, становится другая фраза. На замечание ученика Андреа о том, что несчастна страна, в которой нет героев, Галилей возражает, что несчастна та страна, которая нуждается в героях. Это обвинение Брехта собственной стране, сделавшей его изгнанником, и любому обществу, вынуждающему человека бороться вместо того, чтобы творить.
В 14 акте происходит примирение Галилея с единственным верным учеником Андреа, который понимает, что Галилей не отверг истину, а спрятал её от врага. Учёный пожертвовал глазами, по ночам трудясь над своей книгой, а днём под диктовку дочери сочиняя послушно комментарии к библейским цитатам. Но Галилей отрицает обдуманный расчёт, утверждая, что испугался орудий пыток.
В последнем акте Андреа легко перевозит рукопись за границу, спрятав её среди множества других книг. Брехт знал толк в том, как нужно прятать. Ведь его книги были в 30-е годы в числе тех, которые сжигали приспешники Гитлера. Вот такой подтекст в оптимистичной развязке.
Герои пьесы
Галилей – человек, опередивший своё время, поэтому окружающий мир чужой для него, и он позволяет себе смотреть на людей свысока. В Галилее как противоречивой личности соединяется телесное с духовным, агрессивность с беззащитностью. Галилей одержим своей идеей и не останавливается ни перед какими препятствиями, жертвуя жизнями и счастьем близких, из-за него его дочь Вирджиния как дочь еретика не может выйти за аристократа Людовико.
Для Галилея главное – истина и её прикладное значение. Так он представляет себе свою миссию как учёного: научить крестьян думать и использовать науку. Отрекшись, Галилей не находит себе оправдания и не принимает его от других. Андреа считает, что победил Галилей, как бы обманувший инквизицию, написавший книгу и передавший её в вольный Амстердам. Но Галилей знает, что победили власти, сделав его узником церкви. Он приносит во имя науки достаточно жертв, и последняя – его зрение.
У Галилея много учеников. В 13 акте в ожидании приговора, пока инквизиция «обезглавливает истину», они подобны ученикам Христа, сидящим у костра после пленения Иисуса. Но отрекается от истины не ученик, а сам носитель истины. А любимый ученик остаётся верен истине.
Самый преданный ученик Галилея – Андреа Сарти, сын экономки. Он с детства увлекается идеями Галилея, они неразлучны до самого момента отречения. Здесь пылкий Андреа ссорится с Галилеем аж до того момента, когда приходит попрощаться перед отъездом в Голландию и понимает, что Галилей смог сохранить истину, тайно продублировав книгу, от которой отрекся. Именно верный ученик, рискуя жизнью, способствует распространению этой истины. Другие же ученики, например, маленький монах, отрекаются от учения Галилея, так что на старости лет он остаётся совсем один, не понятый даже любящей дочерью, для которой Галилей – просто старый и больной отец, а не гений.
Художественное своеобразие
Художественное своеобразие во многом определяется принципами эпического театра. Показательна сцена спора Урбана 8 и кардинала-инквизитора. Поначалу Урбан 8, сам математик, защищает Галилея. Его естественность и человечность подчёркивает его одежда, а сидит он перед зрителями в нижнем белье. Постепенно его облачают в одежду папы, и его отношение к Галилею меняется. Он уже рассуждает как папа и превращается из человека в социальную роль, которую он исполняет.
Пьесы Брехта по праву считаются интеллектуальными. Они полны политических и социальных подтекстов, которые актуальны в любом несвободном и недемократическом обществе, каковых, к сожаленью, подавляющее большинство. Поэтому так современны слова маленького монаха: «Никакое насилие не может сделать невидимым то, что уже было увидено». Это применимо не только к астрономии, но и к любой области науки и общественной жизни.
По писателю: Брехт Бертольд