«Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» (1909) в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле.
Брюсов любил город, чувствовал его поэзию, находил в нём подобие живого существа. «Сумерки» – признание в любви городу. Жизнь города в любимое время суток вызывает у героя элегическое, умиротворённое настроение.
Литературное направление и жанр
Лирический герой существует сразу в двух измерениях: он наблюдает вечернюю жизнь города, в то же время он оказывается захваченным чудесным, волшебным миром, который манит и даёт вдохновение, но живёт здесь же, рядом. Литературное направление, к которому относится это стихотворение – символизм. Брюсов, описывающий вечернюю Москву, не указывает никаких конкретных её примет. Это просто современный ему город, а по некоторым признакам – символический город, абстрактный образ большого города.
Жанр стихотворения – пейзажная лирика, элегия.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни вечернего города. В первой строфе город уподобляется природе, волшебному лесу, населённому таинственными существами.
Вторая строфа – это волшебство освещённых улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.
В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей – гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.
В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.
Тема стихотворения – наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города – это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.
Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых (эпитеты) горят луны-цветы.
В этом волшебном мире звенят телеграфные струны (метафора гудящих телеграфных проводов). Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие – это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.
Круги янтарных циферблатов над толпой – метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты – олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжёлого дня (ещё одно олицетворение).
Пленительно-зыбкая сеть – метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет. Но слово сеть – символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер (олицетворение). Вся эта строфа – описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер (то есть такой, на который опустился туман) – игра слов и построена по модели слова одурманенный.
В последней строфе появляются тихие звуки (эпитет) струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далёкие ропоты дня (эпитет). Эта форма слова ропот, не образующего множественное число – неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты – это не только жалобы. Они подобны плеску далёких волн, всё угасающих. День для лирического героя остаётся в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв. Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.
Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передаётся просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждёт лирический герой.
Важное значение в стихотворении имеют слова высокого стиля: гетеры – это просто проститутки, осенить – накрыть своею тенью.
В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передаёт музыку вечернего города. Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки – осените.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
- «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
- «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
- «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
- «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
- «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
- «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
- «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
- «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
- «Работа(Единое счастье - работа…)», анализ стихотворения Брюсова
- «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
- «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
- «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова
- «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
- «Близким», анализ стихотворения Брюсова
- «Люблю одно», анализ стихотворения Брюсова
По произведению: «Сумерки»
По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич