«Враг народа», анализ пьесы Ибсена
История создания
Пьеса Ибсена «Враг народа» была написана в 1882 г. зрелым мастером и опубликована в том же году. Пьеса была очень популярна в России, поставлена в 1900 г. во МХАТе под названием «Доктор Штокман» Станиславским. Он же сыграл главную роль.
Литературное направление и жанр
Ибсен – один из основоположников реалистической драмы. Пьеса «Враг народа» - социально-психологическая реалистическая драма, одна из самых социальных у Ибсена.
Тема и проблематика
Тема пьесы чрезвычайно актуальна во все времена: борьба честного, искреннего человека за правду и справедливость.
В драме поднимаются социальные, психологические и философские проблемы. Основная проблема – продажность отцов города, готовых замалчивать проблему ради собственной выгоды. С ней связаны проблема выбора между долгом гражданина и семьянина, с которой сталкивается главный герой. Одна из проблем – проблема народа, демократии. Герой открывает для себя, что большинство не обязательно право, потому что глупых людей больше, чем умных.
Актуальна сегодня проблема сбивающей с толку большинство политической демагогии: «Политический деятель ни за что ручаться не может».
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 5 актов. В начале первого перед нами предстаёт идеальный курортный городок с главнейшим жизненным источником – водолечебницей: «Какой необычайный подъем нашего местечка наблюдается за последние годы! Капиталы пошли в оборот, все оживилось. Дома и земельные участки растут в цене с каждым днем».
Доктор Томас Стокман (в русских традиционных переводах Штокман) принимает у себя гостей, радуясь тому, что его заработка хватает на жизнь. После ужина герой получает письмо, подтверждающее его догадку. Он сообщает всем новость для города: водолечебница, жизненный нерв и главная артерия города, - заразна яма, которая несёт не здоровье, а болезни и смерть. К такому выводу герой пришёл, проанализировав неожиданные болезни пациентов и получив анализ воды.
Во втором действии у доктора находится много единомышленников. Например, редактор газеты Ховстад, обличающий «болото, в котором погрязло и гниёт всё наше городское самоуправление», чиновников, неправильно проложивших водопровод, например, владелец типографии Аслаксен, любитель умеренности во всём. За героем стоит сплочённое большинство.
Городской голова Петер сообщает, что ремонт водопровода, прокладкой которого занимался он сам и ошибся, обошёлся бы в несколько сот тысяч крон и занял бы не меньше двух лет. Он просит доктора не разглашать своё открытие, затем опровергнуть слухи, угрожая доктору, что лишит его места и объявит его врагом общества.
В третьем действии оказывается, что печать не такая уж свободомыслящая и независимая. Редактор отказывается печатать статью доктора, когда узнаёт, что переделка водопровода будет не за счёт владельцев водолечебницы, а за счёт городских налогоплательщиков.
Четвёртое действие посвящено городской сходке, на которой доктор читает свой доклад, ведь в газете отказались его напечатать. Но на сходке доктор говорит не о водолечебнице, а о своём «великом открытии»: «Я открыл, что все наши духовные жизненные источники отравлены, что вся наша гражданская общественная жизнь зиждется на зараженной ложью почве». В результате сходки его объявляют врагом народа.
Пятое действие начинается с того, что вся семья героя пострадала от его правоты: они лишились жилья, дочь-учительницу уволила начальница, детей попросили оставить школу. Герой тоже потерял работу. Семья собиралась уезжать из города.
Брат Петер предположил, что Томас задумал сложный манёвр в благодарность своему зятю, владельцу кожевенного завода, за наследство: зять приветствовал нападки на руководство курорта. Но на самом деле хитрый ход делает зять Мортен Хиль. Он скупает упавшие в цене акции водолечебницы на все деньги, которые составляли наследство дочери и внуков. Мортен Хиль по прозвищу Барсук, хочет, чтобы доктор обелил его честное имя, опровергнув, что загрязнение исходит от кожевенного завода.
А редактор газеты и владелец типографии «догадываются», что доктор хотел занять руководящее место водолечебницы. Но главный герой готов к дальнейшей борьбе и лишениям.
Герои драмы
Томас Стокман – доктор, главный герой драмы. Он – борец за справедливость. Он готов кричать правду на всех перекрёстках, писать в свою газету «Народный вестник», а, когда она отказывается печатать его статью, и в иногородние.
Томас стоял у истоков создания водолечебницы, хотя продвигал и воплощал идею его брат, фогт и полицмейстер, то есть реальная власть города. Доктор много лет прожил на севере и рад был вернуться в родной город, который называет мировым городом. Братья - выходцы из простой семьи. Их отец – малограмотный лавочник, торговавший продуктами.
Брат обвиняет Томаса в том, что него «врожденная склонность ходить своими особыми путями, а это в благоустроенном обществе почти столь же недопустимо».
Узнав о сточных водах в водопроводе, доктор доводит это до ведома общественности и считает, хоть и не без некоторого самолюбования, что просто выполнил свой долг. Доктор готов разорить свой город, но не дать ему процветать во лжи, стереть с лица земли, опустошить всю страну. Это, с точки зрения общества, позиция врага народа.
Брат Петер очень точно характеризует Томаса: "У тебя беспокойный, задорный, мятежный нрав. И еще эта злосчастная страсть опубликовывать свои мнения по всякому удобному и неудобному поводу. Чуть мелькнет у тебя в, голове что-нибудь такое – и пошел писать!.. Готова статья в газету или целая брошюра».
Мотивы героя благородны: «Я хочу иметь право смело глядеть в глаза моим мальчикам, когда они вырастут свободными людьми». Он хочет процветания собственного города, хочет неустанно трудится на его благо.
Главный герой бросает вызов обществу. Он протестует против внутреннего рабства. Но он не так уж идеален. Брат сразу замечает в нём коренные недостатки: «Ты не терпишь над собой ничьего авторитета, косо поглядываешь на всякого, кто занимает высокое официальное положение, видишь в нем как бы личного врага… и сейчас же нападаешь на него, не разбирая средств».
Главный герой делает несколько печальных открытий :На стороне большинства сила, а не правда, свобода и нравственность – практически одно и то же.
В финале герой иронично говорит, что становится сильнейшим человеком в городе и одним из сильнейших людей в мире, потому что самый сильный на свете тот, кто наиболее одинок.
Петер Стокман, председатель правления курорта, по мнению брата,– раб общепринятой точки зрения. Он всю жизнь прожил в родном городе. Его жизненное кредо противоположно кредо брата: «Отдельному человеку приходится, в самом деле, подчиняться интересам целого или, вернее, подчиняться властям, кои стоят на страже общего блага». Он не способен отказаться от выгоды, ищет власти и положения. Он проживает добровольно жизнь раба. Брат называет его самым отвратительным плебеем, которого он знал на своём веку.
Дочь Томаса Петра – верная последовательница его идей. Она работает учительницей, завалена работой, как и отец, и очень довольна этим. Петра тяготится тем, что в школе надо прямо лгать детям.
Фру Стокман – мать троих детей, заботящаяся о благополучии семьи и разрывающаяся между выгодой для детей и желанием поддержать мужа.
Старик Мортен Хиль по прозвищу Барсук – зять Томаса, владелец кожевенного завода. Как и все отцы города, он ищет выгоду в сложившейся ситуации.
Художественное своеобразие
Пьеса и сегодня не утратила своей актуальности, причём как в странах с тоталитарными режимами, так и в демократических странах. Ибсен обличает демократию как власть большинства, потому что при этом подавляется индивидуальность. В пьесе множество афоризмов, основанных на метафорах аллегориях: «Сплочённое большинство готово строить общественное благополучие на трясине, лжи, обмане», «Молодёжи предстоит месить опару будущего», «Что толку быть правым, когда у тебя нет силы», «Надо очистить, дезинфицировать всю нашу общественную жизнь», «Никогда не следует надевать свои лучшие брюки, когда идешь отстаивать свободу и истину», «Главная беда в том, что все люди в этой стране – рабы партий. Да, впрочем… пожалуй, на этот счет и на свободном Западе не лучше. И там свирепствует сплоченное большинство, и либеральное общественное мнение, и вся эта чертовщина».
В полемике героев, столкновении противоположных взглядов рождается истина и проявляется ошибочность взглядов каждого героя:
«Доктор Стокман. Да разве не долг гражданина, если у него явится новая мысль, поделиться ею с публикой?
Фогт. Ну, публике вовсе не нужны новые мысли; публике полезнее добрые старые, общепризнанные мысли, которые она уже усвоила себе».
Хотя драма изобилует словами публицистического и официально-делового стиля и вся состоит из бесед на интеллектуальные темы, она идеальна для постановок и смотрится на одном дыхании. В этом мастерство Ибсена.
- «Пер Гюнт», анализ пьесы Ибсена
- «Кукольный дом», анализ пьесы Ибсена
- «Дикая утка», анализ драмы Ибсена
По писателю: Ибсен Генрик