Жанр социального романа

 

Что такое социальный роман и каковы его особенности?

Предназначением социального романа выступает создание характеристики общества в конкретную эпоху. Главная задача и особенность такого романа – созданные автором индивидуальности имеют тесную взаимосвязь с социальными группами, вступившими в схватку. Социальный вопрос отодвигает всевозможные вопросы личного благоустройства отдельно взятых индивидуумов на задний фон.

Что лежит в основе социального романа?

Как правило, благо народных масс (Salus populi) противопоставляется формуле Solus ipse sum (Солипсизм), которая подразумевает точку зрения, характеризующуюся существованием лишь одной реальности, подвергающей сомнениям существование внешнего мира и одушевленных существ в нем.

Стоит отметить, что формулу Солипсизма отчасти использовал Декарт, а также Кант. В Современной литературе ею воспользовался А. Введенский.

Отличительные черты социального романа

Таким образом, тема любовных отношений меняется темой голода, а первый любовник, салонный герой замещаются трибунами угнетенных масс, вождем и борцом. Все дело в том, что пафос социального романа заключается вовсе не в любовных интригах, не в тайнах алькова, а в самой что ни на есть напряженности яростной борьбы, в великих подвигах самопожертвования, в приливах, отливах социальной стихии, а также в вечных колебаниях коллективной психологии.

Социальный роман зародился и развивался в тесной связи с эпохами натиска и бури, когда рушились старые порядки, надвигалась катастрофа социального характера, а впоследствии наступала ломка, полное переустройство социальных отношений.

После смерти популярной Жорж Санд (1876 год) Достоевский написал о создательнице соц. романа во Франции. Он обращал внимание людей на то, что передовые умы заметили обновление деспотизма, а новые буржуа (победители) оказались еще хуже прежних дворян (деспотов), равенство, братство и свобода оказались не более чем громко звучащими фразами. Также он отметил, что возникло новое слово, родились новые надежды, явились личности, провозгласившие прямо, что дело напрасно остановлено, что политической сменой представителей так ничего и не достигли, а дело надо продолжать, так как обновление должно быть социальным, радикальным.

Еще во времена лионского восстания ткачей, а именно в году 1831, когда надвигалась революция, атмосферу заполонил разрастающийся интерес к вопросам социального обновления, имеющего радикальный характер.

Тогда-то Жорж Санд и заговорила с людьми посредством своих социальных романов. Она писала о бедных, о противоречиях между богатством и нищетой, об угнетении женской половины населения, об оскорбленных и униженных. Эта знаменитая романистка была серьезно увлечена проповедями утопистов-социалистов, она призывала людей к состраданию, «кричала» о социальной несправедливости.

Главным отличием первых социальных романов и утопий стала романтическая мечта «святой правде», пропитанная сильнейшим стремлением навеять человечеству «золотой сон», а также филантропическое сострадание к бедствующим. Лишь вторая половина, а точнее, последняя четверть девятнадцатого века, сумела занять выдающееся место в литературе европейских стран. Заслугой этому стали стремительный рост рабочих движений и революционная борьба.

Далее социальный роман приобрел натуралистический стиль, так как художники и люди искусства, связанные с мелкой буржуазной интеллигенцией, производили попытки занять нейтральную, промежуточную позицию в разгоревшейся социальной борьбе, они жаждали сотворить безличный протокол, человеческий документ.

Родоначальником натуралистического социального романа стал Эмиль Золя («Париж», «Углекопы», «Карьера Ругонов», «Чрево Парижа»).