«Овцебык», краткое содержание по главам рассказа Николая Лескова
Глава первая
Главный герой – 28-летний Василий Петрович Богословский, которого звали «Овцебыком» за внешнее сходство с этим животным. Василий Петрович обладал оригинальным характером. Он не любил разговоров, женщин считал «всех поголовно дурами» и даже не думал о браке, «читал только евангелие да древних классиков» и никогда не заботился «о прочном улучшении своего существования». Овцебык был готов отдать другому человеку последнюю рубашку. Кроме того, Василий Петрович полагал, что на это способен каждый, с кем ему довелось сойтись.
Рассказчик прибыл в Курск, где жил Овцебык, летом 1854 года. Остановился он у своего дальнего родственника – учителя Якова Челновского. В его доме повествователь и познакомился с Василием Петровичем.
Глава вторая
Овцебык каждый день приходил в гости к Челновскому. Он все ждал, когда Яков найдет для него какую-нибудь работу, но дело не двигалось. Однажды Овцебык, Челновский и рассказчик пошли смотреть, как через город перегоняют «партию малолетних еврейских рекрутиков». На телегах сидели одетые в серые шинели из солдатского сукна дети с красивыми личиками и умными глазенками. Некоторые из них были больны. В тот же день Василий Петрович пропал. Никто о нем особо не беспокоился, так как исчезал он часто.
Глава третья
Через три дня Овцебык явился к Челновскому среди ночи. Он пришел попрощаться. Василий Петрович собирался идти в пермские земли. Перед уходом Овцебык проговорил до четырех часов утра. «Он никогда так много не говорил и так ясно не высказывался». В частности, Василий Петрович утверждал, что в современных журналах о народе пишут, но ничего о нем на самом деле не знают. Кроме того, он предсказал наступление «смутных дней». Рассказчик и Челновский проснулись в девять утра. Василия Петровича дома уже не было. С тех пор повествователь не видел его три года.
Глава четвертая
В Орловской губернии, родной для рассказчика, было много монастырей, находившихся в лесах и называемых «пустынями». Бабушка повествователя «питала неодолимую страсть к путешествиям» по этим местам. Ездила она туда в «деревенской безрессорной кибитке», запряженной парой старых кобылок. Рассказчик начал путешествовать в пустыни вместе с бабушкой в шесть лет. Сопровождал он ее до тех пор, пока ему не исполнилось десять. В этом возрасте его отправили учиться в губернскую гимназию. Поездки по монастырям имели для рассказчика «очень много привлекательного». В детстве повествователь особенно любил послушников – людей «веселых, шаловливых, отважных и добродушно-лицемерных». Из занятий ему более всего нравилась рыбалка на монастырском озере. Именно в этих памятных с детства местах довелось рассказчику вновь повстречать Овцебыка.
Глава пятая
Через несколько лет после знакомства с Овцебыком повествователь вернулся в родную Орловскую губернию, в дом к матери. «В одно свежее утро» он отправился в пустыни. Рассказчик заехал к отцу казначею, которого знал с детства. Тот сообщил, что у него живет «один бедак». Им оказался Овцебык, прибывший туда около девяти месяцев назад.
Рассказчик захотел отправиться на рыбалку и взял с собой Василия Петровича. На берегу озера стояла монастырская хатка, в которой заправлял всем отец Вавила. Помогал ему отец Прохор. Когда повествователь и Овцебык приехали, отца Вавилы не было дома. Солнце село за деревья, собиралась гроза. Отец Вавила так и не вернулся. Василий Петрович пошел его искать. Начал накрапывать дождик. Появился отец Вавила и пригласил рассказчика в хату ужинать. За еду принялись, не дожидаясь Овцебыка. После ужина отец Вавила, отец Прохор и повествователь легли спать.
Глава шестая
Вскоре рассказчика разбудил отец Вавила, так как началась страшная гроза. Повествователь переживал за Овцебыка, который на тот момент еще не вернулся. Отец Вавила считал, что беспокоиться не о чем. Больших зверей в тех краях не водилось, о лихих людях давно не было слышно. Из-за молнии на другом берегу озера загорелась сосна. Рассказчик увидел в окно, что около нее стоит Овцебык, которого отец Вавила называл «блажным». Как только гроза утихла, все в доме вновь отправились спать.
Глава седьмая
Когда рассказчик проснулся, отцов в доме не было. Зато за столом завтракал Василий Петрович. Повествователь и Овцебык отправились «бродить». На прогулке Василий Петрович рассказал, что больше двух лет жил вместе с раскольниками. За это время он узнал все их тайны и даже женился, но не по любви, а по необходимости. В итоге Овцебык покинул старообрядцев, так как разочаровался в них. При этом супругу Василий Петрович с собой решил не брать. После обеда рассказчик и Овцебык вернулись в монастырь. Затем повествователь попрощался с отцом казначеем и уехал домой.
Глава восьмая
Спустя десять дней Василий Петрович пришел в гости к рассказчику. В дом он идти отказался, так как там были сестра и мать повествователя. Поэтому пришлось выделить для Овцебыка баню. Выяснилось, что Василия Петровича выгнали из пустыни и запретили возвращаться. Причиной стали его разговоры с приходившими туда богомольцами. Овцебык считал, что нужен тот, «кто откроет Сезам», человек, «которого бы страсть не делала рабом». Такого мужчину он пытался отыскать среди «униженных и оскорбленных монастырской семьи», но потерпел неудачу. Через неделю рассказчику надо было возвращаться в Петербург. Он пообещал за это время найти для Овцебыка новое место.
Глава девятая
В пяти верстах от хутора, где находился рассказчик, располагался Барков-хутор, принадлежавший Александру Ивановичу Свиридову – бывшему крепостному, который уже в 19 лет смог выкупить себя. Благодаря ясному практическому уму он сумел разбогатеть. У Свиридова была жена – Настасья Петровна, «писаная красавица», хорошая хозяйка и правая рука мужа. В семье росли две дочки – девяти и семи лет. Повествователь решил определить Овцебыка к Свиридовым. Александр Иванович не знал, куда его отправить. Поэтому «Овцебык остался на руках Настасьи Петровны».
Глава десятая
В августе, когда рассказчик был уже в Петербурге, ему пришло письмо от Овцебыка. Василий Петрович рассказал, что работает у Свиридова на вырубке лесов. Ему выдали жалование за полгода в 60 рублей, хотя этот срок еще не прошел. К письму Овцебык приложил 50 рублей. Он попросил отправить их его бывшей супруге, но не упоминать, от кого эти деньги. Также Василий Петрович сообщил, что на вырубке у него «житье постылое» и делать ему там нечего. Все остальные молятся на Александра Ивановича Свиридова, а Овцебык видит в нем человека, заботящегося только о деньгах. При этом Василий Петрович уверил, что никуда не уйдет, так как идти некуда, «везде одно», «через Александров Ивановичей не перескочишь».
В декабре Свиридов с женой приехали в Петербург. Рассказчик и Настасья Петровна часто вместе ходили в театр. Повествователю пришло еще одно письмо от Овцебыка. В нем Василий Петрович ругал Свиридова. Овцебык считал Александра Ивановича врагом народным, «сытым мужланом», который питает «от крупиц своих перекатную голь, чтобы она не сразу передохла да на него бы работала». От людей, работавших с Василием Петровичем, рассказчик узнал, что тот пытался донести до них простую мысль – будто народ может свергнуть господ. Вот только слова Овцебыка никто всерьез не воспринял.
Глава одиннадцатая
В масленичную неделю повествователь и Настасья Петровна ходили на «Эсмеральду». После спектакля жена Свиридова была задумчива. Она жалела Квазимодо. По ее мнению, горбун был человеком, «которого нельзя любить», - и это настоящее несчастье. За ужином рассказчик сравнил с Квазимодо Овцебыка. Настасья Петровна согласилась.
Глава двенадцатая
Свиридовы прожили в Петербурге до лета. Они уговорили рассказчика ехать вместе с ними. По дороге повествователь свернул домой к своей матери, но обещал через неделю навестить Настасью Петровну и Александра Ивановича. Дней через десять пришел посыльный от Свиридовых. Настасья Петровна просила рассказчика срочно приехать к ним. Повествователь незамедлительно отправился в Барков-хутор. Оказалось, Свиридова получила записку от мужа – в ней говорилось, что Овцебык покончил с собой. Рассказчик поспешил в лес, где велась вырубка и где случилась трагедия. В вещах Василия Петровича повествователь нашел окровавленный носовой платок, которым когда-то Настасья Петровна перевязала руку Овцебыку, две перемены белья и выписки из сочинений Платона.
- «Овцебык», анализ рассказа Николая Лескова
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
- «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
По произведению: «Овцебык»
По писателю: Лесков Николай Семёнович