«Дороги, которые мы выбираем», анализ рассказа О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем» - рассказ американского писателя О. Генри. Произведение входит в сборник «Коловращение», впервые опубликованный в 1910 году. В СССР превратилась в поговорку ключевая фраза новеллы: «Боливар не выдержит двоих». Произошло это благодаря комедийному фильму Леонида Гайдая «Деловые люди», вышедшему в 1962 году. Картина снята по мотивам трех рассказов О. Генри, один из них – как раз «Дороги, которые мы выбираем».
Действие новеллы разворачивается на Диком Западе, то есть между 1865 и 1890 годами. В центре повествования – бандиты Акула Додсон и Боб Тидбол, провернувшие ограбление поезда. Изначально с ними был еще третий разбойник, но его убили на месте преступления. Когда Додсон и Тидбол уходили от погони, лошадь Боба сломала переднюю ногу, поскользнувшись на мшистом валуне. Бандиты застрелили ее. Боб надеялся, что дальше они поедут на лошади Додсона по имени Боливар. Вот только у Акулы были другие планы. Додсон убил подельника, объяснив свой выбор тем, что старый Боливар двоих не выдержит.
У рассказа неожиданный финал, что характерно для творчества О. Генри. Оказывается, вся история с ограблением – только сон Додсона, главы маклерской конторы Додсон и Деккер. Его разбудил доверенный клерк Пибоди. Додсону нужно было решить судьбу своего старого друга мистера Уильямса – либо полностью разорить его, либо пойти навстречу. Додсон выбрал первый вариант.
Основная мысль рассказа заключена во фразе, которую О. Генри вложил в уста Боба Тидбола: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых подельников. Додсон же без колебаний убил Боба, при этом перед выстрелом «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность».
В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей. Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность». Вывод прост – как бы человек не оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.
- «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
- «Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри
- «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
- «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри
- «Девушка», анализ новеллы О. Генри
- «Пока ждет автомобиль», анализ рассказа О. Генри
- «Фараон и хорал», анализ рассказа О. Генри
- «Зелёная дверь», анализ новеллы О. Генри
- «Через двадцать лет», анализ новеллы О. Генри
- О. Генри, краткая биография
- «Родственные души», анализ новеллы О. Генри
- «Кактус», анализ рассказа О. Генри
- «Пурпурное платье», анализ новеллы О. Генри
- «Комната на чердаке», анализ новеллы О. Генри
- «Мишурный блеск», анализ рассказа О. Генри
По писателю: О. Генри