«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
От издателя
«История одного города» издана по подлинным документам. По утверждению автора, он обнаружил в глуповском городском архиве связку тетрадок, имеющих общее название, – «Глуповский Летописец». Записи велись четырьмя архивариусами в период с 1731 по 1825 год. В основном они содержат биографии местных градоначальников. К «Глуповскому Летописцу» прилагаются несколько детских тетрадок. В них – рассуждения градоначальников «на различные темы административно-теоретического содержания». По словам автора предисловия, он не касался содержания летописи – фантастического и местами даже практически невероятного, исправив только «тяжелый и устарелый слог» и поработав над орфографией.
Обращение к читателю
Автор обращения – последний архивариус-летописец Павлушка. Он рассказывает, как появился «Глуповский Летописец». По мнению Павлушки, в Глупове были градоначальники, чьи деяния достойны описания и ничуть не уступают деяниям «Неронов преславных» и «Калигул, доблестью сияющих». Как верно замечает в сноске автор «Истории одного города», здесь архивариус демонстрирует явный недостаток образования. Ни Калигулу, ни Нерона нельзя назвать образцово-показательными правителями. Также в обращении к читателю кратко описывается город Глупов, который имеет три реки, стоит на семи холмах и активно торгует «квасом, печенкой и вареными яйцами».
О корени происхождения глуповцев
В древние времена жил народ, который называли головотяпами. Обитал он далеко на севере. Там, где, по мнению римских и греческих историков и географов, находилось Гиперборейское море. Этот народ так именовали из-за того, что его представители обо все «тяпались» головой. С головотяпами соседствовало множество племен. В их числе – кособрюхие, долбежники и лягушечники. Между собой народы постоянно воевали. Дошли до того, что не осталось у них «ни жен, ни дев», а кора с последней сосны пошла на лепешки. Головотяпы предложили тяпаться друг с другом головами, пока не определится победитель. Естественно, они всех одолели.
Долго в мире племена не прожили и снова начали враждовать. Тогда было решено позвать князя. Пришли к одному – тот назвал их глупыми и не захотел ими править. Зато посоветовал искать столь же глупого князя. Найти такого удалось только при помощи вора. Так у головотяпов появился князь, который правил ими издалека. Вор стал его наместником. Найдя князя, головотяпы построили город Глупов, а себя назвали глуповцами. Вор-наместник начал провоцировать народ на бунты. Усмиряя бунтовщиков, он брал с них взятки и при этом выслуживался перед правителем. Вскоре князю это надоело, и наместник в Глупове сменился. Новый оказался ничуть не лучше старого. После отставки еще пары вороватых наместников князь прибыл в Глупов и воскликнул: «Запорю!». «С этим словом начались исторические времена».
Опись градоначальникам
Перечисляются все градоначальники, служившие в Глупове в период с 1731 по 1826 год, даются их краткие характеристики. О некоторых из них подробнее написано ниже.
Органчик
В августе 1762 года в Глупов прибыл новый градоначальник – Дементий Варламович Брудастый. Местные жители ждали его с нетерпением, проявляя «обычную глуповскую восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие». Брудастый показал себя человеком молчаливым и угрюмым. Единственное, что он произнес при первом знакомстве с чиновниками: «Не потерплю!». После градоначальник заперся в кабинете, где постоянно подписывал различные приказы. Иногда он выходил, отдавал письмоводителю кипу бумаг и снова кричал «Не потерплю!». Во всех концах города закипела работа – людей хватали, секли, их имущество описывали и продавали.
Вскоре глуповцы приуныли. В городе воцарился «зловещий и безотчетный страх». В итоге выяснилось, что внутри головы у градоначальника – органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «разорю!» и «не потерплю!». Когда Брудастый ехал в Глупов, механизм отсырел и испортился. Починить его пытался часовых и органных дел мастер Байбаков, но не сумел. Поэтому новую голову заказали в Петербурге. Пока она шла, секрет Брудастого и раскрылся. Заканчивается его история тем, что в Глупове встретились сразу два градоначальника. У одного Брудастого была голова, выписанная из Петербурга, у второго – отремонтированная наспех Байбаковым. Издатель «Истории одного города» в сноске поясняет, что оба градоначальника – самозванцы.
Сказание о шести градоначальницах
Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок. Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.
Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга. Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни. На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.
Известие о Двоекурове
В «Глуповском Летописце» Двоекуров фигурирует трижды – в описи всех градоначальников, в финале рассказа о смуте и при изложении истории либерализма в Глупове. Из этих упоминаний можно сделать вывод, что человеком он был передовым и к выполнению своих обязанностей подходил серьезно. По мнению издателя «Истории одного города», в «Глуповском Летописце» нет подробной биографии Двоекурова, так как ее уничтожили его преемники. Они опасались, что эта биография станет свидетельством «слишком явного либерализма».
Двоекуров ввел в Глупове пивоварение и медоварение. При нем стало обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Самое главное – он сочинил записку о необходимости открытия в городе академии.
Известно, что Двоекуров то ли имел некий талант, которого «не оправдал», то ли ему дали какое-то поручение, которое градоначальник, оробев, не выполнил. Из-за этого он грустил всю оставшуюся жизнь. Что случилось на самом деле, точно сказать нельзя, так как единственный оставшийся листок из биографии Двоекурова сильно испорчен.
Голодный город
1776 год обещал быть хорошим для глуповцев. Шесть лет подряд с городом ничего плохого не случалось – ни пожара, ни голода, ни болезней. Местные жители считали, что этим они обязаны правлению градоначальника Петра Петровича Фердыщенко – человека простого и любящего в речи употреблять слово «братик-сударик».
Однажды благоденствию глуповцев пришел конец. Фердыщенко влюбился в замужнюю даму Алену Осипову. Из-за этого он сильно изменился – «сделался деятелен и настойчив до крайности». Градоначальник несколько раз пытался склонить ее к сожительству, но женщина решительно отказывала, оставаясь верной супругой. В результате он добился того, что мужа Алены арестовали и отправили в Сибирь, после чего Осиповой пришлось сдаться.
Грехопадение градоначальника отразилось и на глуповцах. В городе началась засуха, которая привела к страшному голоду. Недовольство правлением Фердыщенко росло, а он ждал подмоги – либо хлебом, либо войсками, усмиряющими бунты. Горожане же написали жалобу «во все места Российской империи». Время шло, а ответа на нее не было. Фердыщенко принялся за аресты. Глуповцы не выдержали, захватили Аленку и сбросили с колокольни. Сразу после этого в город прибыли войска, вызванные Фердыщенко.
Соломенный город
В противоположных концах Глупова располагались две слободы – Стрелецкая и Пушкарская. Обитатели их – стрельцы и пушкари – издавна враждовали. Разнимать одно из их побоищ пришел сам Фердыщенко. Так он влюбился в стрельчиху Домашку – женщину резкую, решительную, мужественную и гулящую. Стрельцы отдавать ее градоначальнику не желали, но в итоге пришлось ему покориться. Пушкари начали над ними насмехаться. Их стычки участились, от чего страдал весь Глупов.
Второе грехопадение Фердыщенко обернулось для города пожаром, начавшимся вечером 7 июля и продолжавшимся несколько дней. Глуповцы опять пошли разбираться к градоначальнику. Он лицемерно покаялся и отдал толпе стрельчиху Домашку, которую народ трогать не стал и вернул в Стрелецкую слободу. Как только опасность миновала, Фердыщенко начал писать жалобы во все инстанции – якобы глуповцы против него устроили «великий бунт». Через некоторое время в город вновь прибыли войска для усмирения местных жителей.
Фантастический путешественник
После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало. Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания. Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».
Войны за просвещение
Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью». Изучив биографии предыдущих градоначальников Глупова, он взял себе в качестве образца для подражания Двоекурова. Первым делом Бородавкин попытался вернуть обязательное употребление горчицы, от которого глуповцы успели отвыкнуть. Кроме того, он приказал есть прованское масло. Жители Глупова подчиняться его воле не захотели. Так начались «войны за просвещение».
Как говорилось выше, причиной первой войны стала горчица. Бородавкину удалось усмирить бунтовщиков путем покорения Стрелецкой слободы, которую он считал «источником всего зла». Целью второй войны было объяснение глуповцам пользы от «устройства под домами каменных фундаментов». Третья разразилась из-за отказа горожан разводить персидскую ромашку. Причина четвертой – разнесшийся по Глупову слух об учреждении академии. Походы Бородавкина привели к упадку города. Жители насажали столько ромашки и горчицы, что товары эти обесценились. Из-за этого стали задерживаться выплаты податей. В 1790 году во Франции произошла революция и глуповский градоначальник начал воевать уже против просвещения. От полного разорения Глупов спасла только смерть Бородавкина.
Эпоха увольнения от войн
«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе. Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно. Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».
Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила. Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов. Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.
Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.
Поклонение мамоне и покаяние
Следующий градоначальник – статский советник Иванов, отличавшийся очень маленьким ростом. Говорили, что он умер от испуга, так как получил слишком большой сенатский указ, который боялся не понять. По другой версии, его уволили. Якобы голова Иванова «перешла в зачаточное состояние» из-за «присыхания мозгов», произошедшего вследствие их ненужности.
Далее глуповцами правил «французский выходец» виконт дю Шарио, веселившийся без устали и рабочими делами не занимавшийся. Так как в Глупове долгое время царил покой, местные жители «забылись». Это привело к «скоропреходящему глуповскому баловству». Например, глуповцы решили снова поклоняться Перуну и Волосу, перестали «возделывать поля», придумали новый язык – наполовину человеческий, наполовину обезьяний.
Тем временем выяснилось, что дю Шарио – переодетая женщина. В Глупове появился новый градоначальник – Эраст Андреевич Грустилов, человек чувствительный и при этом имевший порочные наклонности. В частности, он воровал, будучи в действующей армии провиантмейстером. Распущенность, царившая в Глупове, Грустилову пришлась по вкусу. Несмотря на это, спустя некоторое время Эраст Андреевич решил навести в городе порядок. Вскоре в Глупове «бездействие весело-буйственное» сменилось «бездействием мрачным». Впрочем, возделывать поля народ так и не начал.
Подтверждение покаяния. Заключение
Грустилова сменил Угрюмов-Бурчеев. Идеалы, к осуществлению которых он стремился, - «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Новый градоначальник принадлежал к тому типу идиотов, которые принимают какое-то мрачное решение и дают себе клятву привести его в исполнение. При этом движутся они напролом. Угрюмов-Бурчеев задумал вместо Глупова построить город Непреклонск, где жизнь бы подчинялась строгому порядку и везде царила одинаковость. Второй его целью было устранение реки. Так как с рекой он справиться не смог, ему пришлось строить Непреклонск на новом месте. Угрюмов-Бурчеев таинственно исчез в 1826 году. После этого «история прекратила течение свое».
Оправдательные документы
К основному повествованию прилагаются три документа – «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» (сочинение Бородавкина); «О благовидной всех градоначальников наружности» (сочинение Микаладзе); «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» (сочинение Беневоленского).
- «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
- «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
- «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина
- «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
- «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
- «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
По произведению: «История одного города»
По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович