«Айвенго», анализ романа Скотта
История создания
Шотландский писатель Вальтер Скотт написал за свою жизнь 28 романов. Из них самый знаменитый – «Айвенго». Роман написан в 1819 г. и стал первым романом писателя об английской истории. До этого Скотт писал колоритные шотландские романы, чем впервые привлёк внимание общественности к своей родной истории и культуре Шотландии.
Роман был издан без подписи и стал известен как новое произведение автора романа «Уэверли»(1814), первого романа писателя. К историческим романам Скотт обратился в 31 год, до этого уже приобретя известность как автор баллад и поэм.
Литературное направление и жанр
Вальтер Скотт считается основоположником исторического романа. Именно у романтика Скотта впервые появляется как литературное явление историзм, который отсутствовал, например, у сентименталистов. Если раньше история мыслилась как рассказы о знаменитых исторических личностях, то Скотт пытается описать в первую очередь судьбу разных вымышленных героев определённой эпохи, сделав фоном жизнь исторических личностей. Так что романы Вальтера Скотта – это романы о том, как народ жил в ту или иную эпоху, как он переживал те или иные исторические события.
Вальтер Скотт, обладающий феноменальной памятью, очень точно передавал исторические реалии и колорит той или иной эпохи или страны. Скотт создавал исторические типы разных социальных слоёв жителей разных эпох с реалистической точностью. Тем не менее, средневековая Англия 12 в. описана Скоттом не совсем верно с точки зрения современных исторических знаний.
А вот чего романтики делать не умели, так это изображать менталитет человека отдалённой эпохи. То есть герои романа мыслят и действуют как современники писателя, а вовсе не как люди 12 века. Кроме того, Скотт впервые связал историческую эпоху своего романа с современностью, находя актуальные проблемы и конфликты. История была фоном для сюжета и решаемых проблем.
Вальтер Скотт создал многократно повторяемую романтиками схему исторического романа: в нём сталкиваются противоборствующие исторические силы. В «Айвенго» это коренные жители Британии саксы и победившие их норманны. Скотт всегда беспристрастно относится к обеим сторонам, изображая и положительных, и отрицательных героев и на стороне прогресса, и на стороне побеждённой. В этом исторический гуманизм Скотта.
Тема и проблематика
Тема романа связана с современностью, как всегда в исторических романах Вальтера Скотта. Он описывает истоки и становление британской наци, соединившей в себе культуру саксов и завоевавших их норманнов. Идея Скотта состоит в том, что эти две враждующие народности, которым сужено соединиться в одну, должны научиться вести диалог и обрести взаимопонимание. Здесь писатель взирает на происходящее, как пророк, знающий будущее.
Проблемы, которые поднимаются в историческом романе 19 в., актуальны и в наши дни, недаром история Айвенго любима многими поколениями молодых людей. Любовь, ненависть, обман, справедливость – всё это необходимо для становления человека, обретающего жизненный опыт сразу из двух источников: из истории о взаимоотношениях вымышленных героев и из истории целого народа. Кроме того, в романе поднимаются проблемы, волнующие Скотта как историка. Одна из них – это проблема традиций в жизни человека или народа. Каждый герой оценивается автором с этой точки зрения. Его поступки во многом зависят от отношения к традициям: открыт ли он новому, имеет ли корни, или совсем лишён их, как странствующий рыцарь – храмовник (тамплиер) Бриан де Буагильбер?
Сюжет и композиция
Роман состоит из 44 глав, в которых последовательно, в хронологическом порядке развиваются исторические события 12 века. Король Ричард 1 (Ричард Львиное Сердце) взят в плен при последнем сражении с норманнским герцогом Вильгельмом и пребывает в плену у герцога Австрийского. Власть достаётся его брату, принцу Джону. Картина мира стремительно меняется: саксонская знать истребляется и лишается своих владений, страдания и бедность народа усиливаются.
На фоне этой исторической действительности развивается романный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые связываются образами Айвенго и Ричарда. Завязка – это гроза, приведшая к замку Седрика Ротервудского (Седрика Сакса), отца Уилфреда Айвенго, сразу нескольких героев. Это рыцарь-храмовник норманн Бриан, только что вернувшийся из Палестины, с попутчиком, монахом-францисканцем, еврей Исаак с дочерью Ревеккой и пилигрим со Святой Земли (переодетый Айвенго).
Из беседы читатель узнаёт, что на турнире в Акре Айвенго победил Бриана, а сейчас Бриан направляется на турнир в Ашли. На турнире никто не решается сразиться с Брианом, но его и всех зачинщиков побеждает рыцарь в шлеме, скрывающем лицо, Лишённый Наследства (это снова Айвенго).
На второй день турнира, в массовом сражении, снова победа на стороне Лишённого Наследства, потому что ему помогает Чёрный Рыцарь (Чёрный Лентяй). Впоследствии читатель узнает, что это сбежавший из плена Ричард Львиное Сердце. Айвенго открывает своё лицо леди Ровене, но, раненый, падает без чувств. В суматохе его увозят Исаак и умеющая врачевать Ревекка.
Седрик, Ровена и Ательстан, именитый сакс, за которого Седрик мечтает выдать Ровену, попадают в плен вместе с Исааком, Ревеккой и раненым Айвенго. Похищение Ревекки организовал Бриан, пригласив для этого рыцаря Мориса де Браси и его наёмников. Пленники оказываются в замке норманнского барона Реджинальда Фрон де Бефа.
Поскольку с девушками не смогли договориться о расположении или браке, а с Исааком о выкупе, все 6 пленников должны быть казнены. Но их спасает шайка благородно разбойника Локсли (легендарного Робин Гуда), к которому присоединяются Чёрный Рыцарь и отшельник, слуги Седрика свинопас Гурт и шут Вамба. Шут Вамба под видом священника проникает в замок и меняется одеждами с Седриком, который убегает и тоже присоединяется к осаждающим замок.
Фрон де Беф был смертельно ранен в сражении с Чёрным Рыцарем, а его давняя пленница Урфрида, дочь благородного друга Седрика, поджигает замок и сама сгорает в его огне.
Чёрный Рыцарь открылся Браси, Бриан убил Ательстана и пленил Ревекку, остальные были спасены. Ревекку обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. Но по традиции она попросила защитника, которым стал Айвенго. Он должен был сражаться с Брианом, который на само деле уже помирился с Ревеккой и хотел её освобождения. Айвенго был очень слаб, но Бриан упал с лошади и умер «жертвой собственных необузданных страстей» при первом прикосновении к нему копья Айвенго. «Свободная и неповинная» Ревека и её отец покинули Англию.
Ближе концу романа происходит ряд признаний. Ричард Английский открывается Локсли, который в ответ признаётся, что он Робин Гуд из Шервудского леса. Потом Ричард признаётся о себе Седрику, который по его просьбе прощает Айвенго. Вскоре Седрик приглашается ко двору Ричарда и даёт скрепя сердце согласие на брак Айвенго и Ровены. Справедливость восторжествовала, коварный принц Джон посрамлён и лишён сторонников, Айвенго служит сюзерену до самой смерти Ричарда.
Счастливый конец усиливается благодаря тому, что благородный Ательстан оказался не убитым, а только оглушенным и пленённым. Он уступил Айвенго Ровену.
Герои романа
Уилфред Айвенго – главный герой романа. Это традиционный романтический герой. Он изгнан отцом и лишён наследства, за то что «дерзнул поднять влюблённые глаза» на леди Ровену, воспитанницу отца.
Айвенго выбирает себе девиз на щите «Лишённый наследства» и изображение вырванного с корнями молодого дуба.
Этот образ в романе наименее жизненный, так как больше других подвержен романтическому схематизму, это идеальный герой. Айвенго смел и отважен, он настоящий патриот и верный слуга своего сюзерена короля Ричарда. Айвенго олицетворяет идею Скотта о необходимом примирении двух народов ради гармоничного будущего страны. Он присягает на верность королю и отправляется в крестовый поход с ним.
Поражает его отношение к женщинам. Он верен избранной им леди Ровене, но не остаётся равнодушным к страданиям Ребекки. Тяжело раненный Айвенго готов защищать её в бою ценою собственной жизни в благодарность за проявленные к нему милости, хотя любит другую.
Айвенго истинный христианин, приобретший в крестовом походе бесценный опыт. Он уважает отца, несмотря на разногласия в политических вопросах. Айвенго не боится жизненных трудностей, считая, что это и есть сама жизнь.
Ровена – девушка благородного происхождения, родственница Седрика, в жилах которой течёт королевская кровь. Седрик мечтает выдать её замуж за Ательстана Конингсбургского — потомка последнего короля саксонской династии, так как считает, что династический брак будет способствовать «скорейшему восстановлению независимости саксов». Но Ровена влюблена в Айвенго. Он избирает Ровену королевой турнира, на котором одерживает победу.
Руки Ровены просит похитивший её норманнский барон де Браси, ищущий своей выгоды, но и ему она отказывает. Она – рыцарский идеал прекрасной дамы.
Евреи Исаак и Ревекка – важнейшие герои романа. Евреи – презираемая часть населения в Англии 12 века. Через отношение к ним проверяются герои. Седрик приютил их в грозу неохотно. Пилигрим (переодетый Айвенго) предостерегает от опасности. Норманнский рыцарь Бриан пытается добиться расположения пленной Ревекки, но остаётся ни с чем.
Исаак умеет быть благодарным. Он помогает пилигриму (Айвенго) раздобыть снаряжение для турнира. Но его дочь не просто умеет быть благодарной, она поступает благородно, по-рыцарски в современном значении этого слова. Ревекка не принимает денег, присланных Айвенго Исааку за доспехи, которые тот помог раздобыть на турнир, Девушка считает, что Исаак должен Айвенго намного больше.
Кроме того, Ревекка врачует раненого Айвенго. Несмотря на симпатию, Айвенго и Ревекка не думают об отношениях, которые невозможны из-за разных вероисповеданий и общественного положения.
Ревекка умеет прощать и примиряется с обидевшим её Брианом. Она мужественно терпит лишения в заключении.
Бриан – антагонист Айвенго. Роль отрицательных героев очень важна в сюжете, Скотт наделяет их своей правдой и мужеством, объясняет причины их поступков и психологию их поведения.
Скотту мастерки удавалось изображать представителей крестьянства и бедных сословий. Эти герои, а также их вожак благородный разбойник Робин Гуд, совершенно реалистичны, ничуть не романтизированы. Трикстеры свинопас, шут, пустынник делают роман оптимистичным и нередко меняют ход сюжета.
Художественное своеобразие
Романы Скотта сочетают в себе достаточно объективно описанные исторические факты, в них есть и художественно изменённые образы исторических лиц, и судьбы вымышленных героев. Вальтер Скотт использует легенды и баллады, народное творчество.
По писателю: Скотт Вальтер