Образная система романа «Война и мир» Толстого
Образная система романа «Война и мир» Толстого
Первичными для характеристики образов Толстого считаются два критерия:
• Отношения к Родине и родному народу.
• Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
Роман начинается изображением светского общества – салона Анны Павловны Шерер, в котором царят ложь и лицемерие. Завсегдатаи салона описаны сатирически. Кругом их интересов являются придворные сплетни, интриги, разговоры о деньгах и карьере. Эгоистическая жизнь аристократов, воплощена в образах Курагиных. Василий Курагин пытается стать наследником графа Безухова, а когда становиться ясно, что это невозможно, он всеми правдами и неправдами пытается выдать замуж за Пьера Безухова свою дочь Элен, красивую, но бездушную кокетку. Но и этого Василию мало и он решает женить сына Анатоля, «беспутного дурака», на богатой княжне Болконской. Курагины не способны действовать напрямую, поэтому добиваются своих целей обходными путями.
Иронически Лев Толстой изобразил князя Бориса Друбецкого, который, по мнению многих, человек больших возможностей. Он умный, волевой, активный, но постепенно автор раскрывает его холодное корыстолюбие. Это ярко проявляется, когда он достигает своей цели – богатства, женившись на некрасивой Жюли Карагиной.
Иронические мотивы имеют место и в изображении Берга, зятя Ростовых, полковника «с Владимиром и Анною на шее». Отсиживаясь в штабе, он нахватался немало наград, а приехав в Москву, рассказывает графу Ростову о доблести российских войск. Однако обеспокоен он никак не судьбой войска и страны, а только личными корыстными интересами.
Автор также развенчивает и государственную администрацию, сатирически изображая Ростопчина, далекого от народа, и Аракчаева, который проявляет свою преданность императору Александру, используя жестокость и насилие.
Иначе изображено провинциальное дворянство, близкое к народу. Автор ценит в Ростовых простоту, гостеприимство, жизнерадостность, любовь и уважение, а также хорошее отношение к крестьянам. Николай Ростов, женившись на Марии Болконской, стал внимательным к жизни простых людей хозяином. Однако Толстой не приукрашивает жестокости крепостного хозяйства помещиков.
С глубокой симпатией автор изображает гордую и независимую семью Болконских. Старший Болконский – упертый, властный, ни перед кем не преклоняется, образованный и честный, но в тоже время человек с тяжелой судьбой. Он воспитал достойных детей – сына Андрея, который пытается найти смысл жизни, и дочь, нежную княжну Марию, её призвание – любовь и самопожертвование. Лев Николаевич Толстой считает, что провинциальное дворянство имеет народную основу, поэтому в романе Ростовы, Болконские и Пьер Безухов противопоставляются столичной аристократии и хозяйской бюрократии.
Кроме анализа образной системы «Войны и мира» также доступно:
- Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
- Образ Наполеона в романе «Война и мир»
- Образ Кутузова в романе «Война и мир»
- Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
- Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение
- Жизненные искания Пьера Безухова - сочинение
- Жизненные искания Андрея Болконского - сочинение
- История создания романа «Война и мир»
- Жанр романа «Война и мир»
- Образ Левина в романе «Анна Каренина»
- Образ Вронского в романе «Анна Каренина»
- Символика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
- Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого
- Анализ «Анны Карениной» - параллелизм в композиции романа
- «Анна Каренина» - история создания
По произведению: «Война и мир»
По писателю: Толстой Лев Николаевич