«Кандид, или Оптимизм», краткое содержание повести Вольтера
Повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм» состоит из нескольких десятков глав. В названии каждой главы заложено её краткое содержание. Начинается повесть с рассказа о том, как в Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка был воспитан юноша «наиприятнейшего нрава» по имени Кандид. Молодой человек был внебрачным сыном сестры барона. Кроме него, в замка проживали – жена барона, его дочь – семнадцатилетняя Кунигунда, сын и наставник Панглос.
Кандид и Кунигунда испытывают симпатию друг к другу. Барон застаёт их целующимися за ширмой и выгоняет юношу из замка.
В городке Вальдбергоф-Трарбкдикдорф прусские вербовщики забирают Кандида в армию болгарского короля. Юноша сбегает из полка. Его возвращают и прогоняют через строй. На войне Кандид не принимает участия в битве. Он прячется, остаётся жив и удирает в Голландию. Протестант, у которого герой просит милостыню, прогоняет его, а некрещёный анабаптист Яков помогает едой и деньгами. В Голландии Кандид встречает обнищавшего Панглоса и узнаёт от него, что все жители замка убиты болгарскими солдатами. Сам Панглос болен сифилисом. Яков лечит философа за свой счёт и берёт его на работу счетоводом.
Корабль, на котором Яков, Кандид и Панглос плывут в Лиссабон по торговым делам, попадает в бурю. Все, кроме философов и одного матроса, погибают. В Лиссабоне герои переживают землетрясение. Панглоса вешают на аутодафе (сожжение «еретиков»), Кандида высекают розгами и отпускают. Его лечит незнакомая старуха по приказу Кунигунды. Девушка рассказывает, как была спасена от смерти болгарским капитаном. Она жила с ним несколько месяцев, как жена, после чего была продана еврею Дом-Иссахару, который, впоследствии перепродал её на половину недели лиссабонскому инквизитору.
Кандид убивает и еврея, и прелата, после чего он, Кунигунда и старуха бегут в Кадикс, а оттуда – в Парагвай. По дороге выясняется, что старуха не так проста, как кажется. Она – дочь Папы Римского и княгини Палестрины. Старуха была воспитана в исключительной роскоши, но её жених был убит, а она стала марокканской невольницей, видела собственными глазами смерть матери. Спасённая неапольским скопцом, юная княжна была продана им же алжирскому бею. В Алжире она пережила чуму, потом была перепродана несколько раз в разные страны, попала в Азов, где голодные турки отрезали ей половину зада. Женщина состарилась в нищите и чёрной работе.
В Буэнос-Айресе беглецов настигает правосудие. Кунигунда получает предложение выйти замуж за губернатора. Кандид бежит к иезуитам вместе со своим слугой – испанцем Какамбо. Местный комендант оказывается братом Кунигунды. Кандид убивает его, ссорясь из-за девушки, после чего вместе с Какамбо отправляется к южноамериканским индейцам орельонам, где его чуть не съедают. От индейцев герои попадают в сказочную страну Эльдорадо, где всего в изобилии – драгоценных камней, одежды, пищи, где люди верят в одного Бога, не судятся, не сидят в тюрьмах, не падают ниц перед королём. Из Эльдорадо Кандид и Какамбо уезжают с баснословными богатствами, но многое теряют по дороге. Оставшиеся сокровища у героя крадут в Суринаме. Какамбо отправляется в Буэнос-Айрес спасать Кунигунду, а Кандид вместе с несчастным учёным Мартеном отплывает на корабле в Бордо. Мартен – манихей, причём он больше верит в существование зла, нежели добра.
Из Бордо Кандид и Мартен отправляются в Париж. Увидев у приезжего огромный бриллиант на пальце, его тут же окружают мнимые друзья. Аббат-перегориец знакомит юношу с госпожой де Паролиньяк, у которой собирается цвет французского общества. Там Кандид знакомится с учёным, который считает, что всё в этом мире идёт шиворот-навыворот. Маркиза де Паролиньяк соблазняет Кандида и выманивает у него два бриллиантовых кольца. Аббат мошенническим путём отнимает у юноши деньги и бриллианты (якобы для больной Кунигунды). Кандида чуть не арестовывают, но он откупается, и его отправляют в Англию, откуда он отплывает в Венецию и начинает искать там Кунигунду с Какамбо.
В Венеции Кандид встречает Пакету – служанку, когда-то заразившую сифилисом Панглоса. Девушка рассказывает ему о том, что вынуждена жить, занимаясь проституцией. Её спутник, театинец Жирофле, был вынужден надеть рясу, чтобы увеличить наследство своего старшего брата. В монастыре ему живётся очень тяжело.
Сенатор Венеции Покукуранте угощает Кандида и Мартена обедом и делится с ними своими взглядами на искусство – живопись, музыку, театральные пьесы, литературу. Венецианскому вельможе больше по душе естественные произведения, чем те, что навязаны обществом. Покукуранте не нравятся ни античные авторы, ни Мильтон. Ему по душе – Ариосто и Тассо.
В гостинице Кандид встречает Какамбо. Он – невольник, прислуживающий одному из шести лишённых престола королей. Вместе с турецким султаном Ахметом и Какамбо Кандид и Мартен отправляются в Константинополь. В двух гребцах на галере Кандид узнаёт Панглоса и брата Кунигунды. Благодаря счастливой случайности они оба остались живы, но со временем попали в турецкое рабство.
В Константинополе Кандид находит подурневшую Кунигунду. Вопреки воле её брата он женится на ней, а спесивого барона вновь возвращает на галеру. Герои живут на маленькой ферме. Труд примиряет их с несовершенством мира.
Если вам понравилось краткое содержание повести «Кандид, или Оптимизм», обратите внимание на другие сочинения:
- «Кандид, или Оптимизм», анализ повести Вольтера
- Анализ повести «Простодушный», сочинение
- «Простодушный», краткое содержание повести Вольтера
- Вольтер, жизнь и творчество, краткая биография
По произведению: «Кандид»
По писателю: Вольтер