«Дни Турбиных», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
Пьеса "Дни Турбиных": краткая историческая справка
«Дни Турбиных» - пьеса М.А.Булгакова для Художественного театра, написанная им в 1925-ом году в качестве инсценированной версии романа «Белая гвардия». Хронологические рамки пьесы немного уже, чем в романе, но основные идеи и герои «Белой гвардии» сохранились. Пьеса была подвергнута многочисленным переработкам, обретя законченный вид лишь к моменту начала репетиций в театре 15 августа 1925-го года.
Основные действующие лица пьесы
В пьесе, по замыслу автора, задействованы 27 актеров (без учета статистов - юнкеров и гайдамаков). Основные роли представлены следующими действующими лицами:
- Турбин Алексей Васильевич – полковник-артиллерист, 30 лет;
- Турбин Николай – его брат, 18 лет;
- Тальберг (урожденная – Турбина) Елена Васильевна – их сестра, 24 года;
- Тальберг Владимир Робертович – полковник генштаба, ее муж, 38 лет;
- Мышлаевский Виктор Викторович – штабс-капитан, артиллерист, 38 лет;
- Шервинский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана;
- Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет;
- Лариосик – житомирский кузен братьев Турбиных, 21 год.
Краткое содержание пьесы (по действиям и картинам)
1-ое, 2-ое и 3-е действия пьесы «Дни Турбиных» происходят зимой 1918-го года; 4-ое – в начале 1919-го года. Место действия – Киев.
Действие 1-ое
Картина 1-ая
Квартира Турбиных. Вечер. Алексей работает у стола с бумагами. Николай играет на гитаре. Гаснет электричество. Елена беспокоится за своего супруга, который на поезде добирается до Киева. Братья успокаивают ее, объясняя задержку поезда событиями революционной эпохи.
Входит штабс-капитан Мышлаевский с бутылкой водки в кармане, замерзший и продрогший, и недовольно объявляет, что переведен в Киев под начало Алексея Турбина. Алексей не скрывает радости по поводу перевода в его часть, расквартированную в Александровской гимназии.
Мышлаевский греется возле камина, пьёт водку, Николай пытается растираниями согреть ему ноги. Елена набирает горячую ванну. В комнате появляется недотепа Лариосик (Ларион Ларионович Суржанский), который представляется кузеном Турбиных из Житомира, прибывшим в Киев, чтобы поступить в университет. Елена размещает его в библиотеке.
Приходит муж Елены полковник Тальберг и объявляет жене, что уезжает в Германию, якобы, в командировку. Город скоро возьмут петлюровцы, немцы бросают гетмана, и Тальберг - помощник военного министра – уезжает вместе с немцами. Он убеждает жену, что через 2 месяца вернется, и наказывает ей – не принимать ухаживания адъютанта гетмана Шервинского.
Алексей и Николай осуждают поступок Тальберга. Алексей взбешен: Тальберг бросает жену и бежит, спасая свою жизнь.
Тальберг уезжает.
Картина 2-ая
Проходит некоторое время. Входит Шервинский и дарит огромный букет Елене. Он деликатно ухаживает за Еленой и произносит комплименты.
Елена приглашает всех на ужин – последний перед отбытием дивизиона Алексея из Киева. Идет трапеза. Шервинский предлагает не верить слухам и убеждает, что с гетманом все в порядке, а петлюровцы не возьмут город.
Пьют за здоровье Елены. Потом – Алексея. После объявления Шервинским тоста за гетмана, начинается дискуссия. В ходе нее выясняется негативное отношение Алексея, Студзинского к гетману и его политике. Изрядно захмелевший Мышлаевский пытается с маузером в руке идти стрелять большевиков, его не пускают, и он плачет. Ему становится дурно; Мышлаевского уносят в ванную.
Оставшиеся одни Шервинский и Елена разговаривают. Шервинский признается в любви Елене и говорит о том, что ее муж больше не вернется. Он просит Елену развестись с мужем и выйти замуж за него. Елена признается в ответных чувствах и заявляет, что не уважает и не любит Тальберга.
Действие 2-ое
Картина 1-ая
Ночь. Кабинет гетмана. В кабинет входит Шервинский и видит, что помещение пустое. Входит гетман. Назначенное совещание не может состояться по причине отсутствия приглашенных. Шервинский сообщает, что петлюровские войска пошли в прорыв и пересекли линию фронта.
Входят немецкие офицеры – представители командования. Гетман просит помощи войсками для борьбы с петлюровцами. Немцы отказывают в помощи и предлагают немедленно покинуть Киев. Гетмана переодевают в немецкое генеральское обмундирование.
Звонящий по телефону говорит Шервинскому о том, что в войсках гетмана предательство, а неприятельская конница прорывается к городу. Шервинский просится с немцами в Германию, но ему отказывают. Гетмана на носилках (как раненного) уносят. Шервинский сообщает Алексею о предательстве гетмана, переодевается и через заднюю дверь покидает кабинет.
Картина 2-ая
Вечер. Штаб конной дивизии. В штабе петлюровцы, которые допрашивают дезертира. На улице солдаты гонятся за евреями. Приходит сапожник, которого грабят петлюровцы.
Объявляется наступление.
Действие 3-е
Картина 1-ая
Рассвет. Александровская гимназия. Строевая подготовка дивизиона.
Входит Алексей Турбин и объявляет о роспуске дивизиона. Начинается неразбериха и паника. Алексей объявляет о предательстве и бегстве гетмана и командующего армией. Петлюровцы - на подступах к городу.
Алексей произносит пламенную речь о гибели белого движения по причине того, что народ не хочет поддерживать их. Он предлагает срывать погоны, бросать винтовки и расходиться по домам. Это вызывает еще большую суматоху. Все разбегаются, а Алексей жжет бумаги. Он отправляет Мышлаевского домой для охраны сестры Елены.
Юнкера информируют Алексея о том, что петлюровцы сейчас зайдут в здание гимназии. Алексей прикрывает их отход. Звучит взрыв, и Алексей падает. Раненный Николай успевает убежать.
Картина 2-ая
На рассвете. Квартира Турбиных. Света нет. Елена обеспокоена отсутствием братьев и его офицеров, а также Шервинского. Лариосик пытается заговорить о Тальберге, но Елена одергивает его и запрещает говорить о нем.
Приходит Шервинский, принесший вести о бегстве гетмана и взятии города Петлюрой. Входят Мышлаевский, Студзинский. Елена спрашивает о Николае и Алексее.
В комнату вносят Николая, у которого разбита голова. Его перебинтовывают. Елена бьется в истерике и упрекает офицеров в том, что они не помогли братьям. Студзинский пытается застрелиться, но его блокируют Шервинский и Мышлаевский. Елена падает в обморок.
Действие 4-ое
Два месяца спустя. Крещенский сочельник 1919-го года. Елена, Лариосик наряжают ёлку. Елена Лариосику, что любит другого человека, на не мужа.
Входит Шервинский с новостями о том, что скоро придут красные, а Петлюра будет разбит.
Елена соглашается быть женой Шервинского при условии, что тот прекратит лгать и хвастаться. Они принимают решение дать телеграмму Тальбергу о разводе.
Николай рассказывает Лариосику о грядущей свадьбе Шервинского и Елены. Лариосик поражен.
Входят Мышлаевский и Студзинский с вестями о разгроме красными петлюровцев, которые спешно покидают город.
Студзинский предлагает уходить с Петлюрой и биться с большевиками. Мышлаевский допускает мысль о своей мобилизации в Красную Армию. Они спорят о судьбах России.
Входит Тальберг. Елена остается с ним наедине и рассказывает о событиях – смерти Алексея, ранении Николая и свадьбе с Шервинским. Тальберг скандалит, но вошедший Мышлаевский бьет его по лицу. Тальберг уходит.
Все собираются у елки. Лариосик пытается произнести речь о последних событиях. На улице звучит «Интернационал», это идут красные. Все выглядывают в окно.
Николай говорит о том, что нынешний вечер – это пролог к новой исторической пьесе. На что Студзинский горько отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог».
Занавес.
Заключение
Общечеловеческие мотивы – вот что является лейтмотивом, «красной нитью» произведения М.А.Булгакова. Судьбы офицеров-белогвардейцев, судьбы представителей русской интеллигенции, выбирающих дальнейший путь России и самих себя – это главная идея пьесы. А это есть проявление свободы выбора!
Отправиться в эмиграцию или остаться в России, мыслить новыми категориями или оставаться роялистами – это выбор. И выбор свободного человека! Да, стесненного обстоятельствами человека! Но свободного человека!
А то, что эту мысль автор скрыл за пеленой идеологической догмы, - это веление времени и конъюнктуры. Но мы же можем читать между строк!
- Михаил Афанасьевич Булгаков - краткая биография
- Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
- «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
- Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
- Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
- Проделки Воланда и компании в Москве
- «Белая гвардия», анализ романа Булгакова
- «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
- «Бег», анализ пьесы Булгакова
- «Собачье сердце», анализ повести Булгакова
- «Роковые яйца», анализ повести Булгакова
- «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
- «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
- «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
- «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич