«Деревня», анализ стихотворения Фета
Стихотворение «Деревня», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества Афанасия Фета. Он написал его, будучи студентом-словесником Московского университета. «Деревня» вошла во второй по счету сборник стихотворений поэта, изданный в Москве в 1850 году.
Главной темой стихотворения является любовь к родным местам. Фет поэтически осмысливает природу в ее непосредственной, реальной жизни. Природа у него не пустынна, она наполнена присутствием людей, миром движения, разнообразных звуков и запахов. Фет подчеркивает тесную взаимосвязь человека и природы как неиссякаемого родника, дающего ему бесконечные силы.
Композиция «Деревни» включает 7 строф-четверостиший, написанных трехстопным амфибрахием. Рифмовка стихотворения перекрестная, рифма чрезвычайно богата (очки – злачки, наряд – взгляд, глухой – золотой).
Главным поэтическим образом стихотворения является окружающее поэта особое, «свое пространство», являющееся для него образом родины. Стихотворение носит собирательное название «Деревня», подчеркивающее органичное единство всех составляющих этого пространства: природы, людей, домашней работы, предметов быта. Деревня представляет собой целый мир, состоящий из нескольких кругов: ограниченного горизонтом внешнего мира природы, меньшего круга, включающего дом, и «тесного, тихого» круга, собравшего людей за чайным столом. Душой этого мира с особой нравственной атмосферой является девушка, которую невозможно отделить от семьи, дома, деревни. Именно поэтому деревня воспринимается Фетом как приют для всей большой семьи: «Люблю я приют ваш печальный// И вечер деревни глухой».
Стихотворение, передающее непосредственную радость бытия, озарено теплом любви. Недаром деревня была для поэта «талисманом». Все четыре глагола в стихотворении выражены словом «люблю». Фет любовно запечатлел в «Деревне» безыскусную красоту природы («Люблю я немятого луга// К окну подползающий пар») и малейшие детали деревенского патриархального уклада: фарфоровые чашки, чепец и очки старушки, самовар. Играющая с клубком ниток на полу «резвая кошка» служит яркой приметой деревенской «домашности» и уюта.
В «Деревне» можно проследить течение времени – это вечер от «благовеста» до «бледного восхода» месяца. За это время за семейной беседой многократно выпивается чай из «не раз долитого» самовара и рассказываются сказки «собственной выдумки». Течение времени подчеркивается параллелизмом образов «смолкающих пташек» и медленной беседы («речи замедленной ход»). Вечернего времени достаточно для того, чтобы поэт почувствовал себя частью этого мира, получив в награду открытый взгляд «любопытных глазок» «милой, застенчивой внучки».
Поэтический мир стихотворения включает в себя весь спектр образов – зрительных («кровлю», «старушки чепец и очки», «корзину с узорным чулком»), слуховых («дрожанье фарфоровых чашек», «речи замедленный ход», «благовест дальний») и осязательных («движение бледненькой ручки»).
Удивительно мелодичное стихотворение «Деревня», наполненное радостным покоем и светлой восторженностью, отражает живую жизнь деревни.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
- «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист...», анализ стихотворения Фета
- «Осень», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали...», анализ стихотворения Фета
- «Старые письма», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза...», анализ стихотворения Фета
- «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич