«Соборяне», краткое содержание по частям романа Лескова
Часть первая
Главные герои – трое «жителей старгородской соборной поповки». Первый – протоиерей Савелий Туберозов. Ему за шестьдесят, он высок и полон, но при этом сохранил бодрость и подвижность. Детей у него не было, что расстраивало их с женой Натальей Николаевной. Второй – священник Захария Бенефактов, маленький и худой, кроткий и смиренный. Третий – дьяк Ахилла Десницын, бездетный вдовец, богатырь возрастом далеко за сорок, отличавшийся силой и бестолковостью. Человеком он был веселым, смешливым и «безмерно увлекающимся».
Однажды местный предводитель дворянства Плодомасов привез из Петербурга три трости и подарил духовенству. У Туберозова и Бенефактова они были одинаковыми – с набалдашниками из червонного золота. У трости, которая досталась Десницыну, набалдашник был из серебра с чернью.
Протоиерей съездил в губернский город. Там на двух тростях выгравировали надписи. На туберозовской – «Жезл Ааронов расцвел», на бенефактовской – «Даде в руку его посох». У Десницына Туберозов, вернувшись, трость отобрал, так как она «его сану не принадлежит».
Как-то ночью Савелию не спалось. Он сел читать собственный дневник, который вел с 4 февраля 1831 года, – с того дня, как его сделали иереем. В частности, там описывалось знакомство Туберозова со старой барыней Марфой Андреевной Плодомасовой и борьба с раскольниками в Старгороде.
Дочитав дневник до конца, протоиерей сделал новую запись. Он рассказал о том, как лекарь с городничим отдали учителю Варнавке Препотенскому труп неизвестного утопленника. Варнавка сварил тело, а кости отвез в губернский город. Там из них собрали скелет, который Препотенский выставил в окне. Мать учителя эти кости закопала под яблоней. Варнавка их откопал. Так они несколько раз похищали друг у друга скелет, пока в дело не решил вмешаться Ахилла.
Утром группа старгородцев – градоначальник и его слуги, лекарь и Ахилла – отправились купаться. Дьяк сообщил им, что выкрал у Варнавки скелет. Сделал он это по просьбе лекаря и градоначальника, которые поняли, что совершили глупость, отдав утопленника учителю. Вот только скелет у Ахиллы украли, оставив одну «щиколоточную косточку». Чуть позже выяснилось, что вором был Варнавка.
Днем к учителю Препотенскому пришел Валериан Николаевич Дьяков. Варнавка начал жаловаться гостю на жизнь. По словам Препотенского, «учиться здесь невозможно». Его родная мать не понимает, что скелет утопленника необходим ему для изучения человека. Также Варнавка рассказал, как «срезал» Туберозова. Протоиерей рассуждал о праздничных днях, которые якобы «заключают в себе что-то особенное этакое». Учитель ему указал на «математически доказанную неверность исчисления праздничных дней» и привел в пример рождество, ведь его в России и за рубежом отмечают в разные дни.
В доме у Варнавки гостила молодая помещица, вдова Серболова. Вечером к ней зашел Туберозов. Когда и он, и Серболова уже собрались уезжать, появился Варнавка с костями, положенными в неглубокое корыто. Проходя мимо протоиерея, учитель показал ему язык, после чего вышел на улицу. Гости и мать Варнавки отправились за ним. На ближайшем перекрестке учителя встретил Ахилла. Испугавшийся Варнавка пустился наутек и успел добраться до дома своей подруги Дарьи Николаевны Бизюкиной. Ей он и отдал кости. Ахилла сказал Бизюкиной, что зря она заступилась за учителя. Из дома послышался хохот. Затем муж Бизюкиной показал дьяку в окно череп и стал щелкать его челюстями. Оскорбленный Ахилла пригрозил всех перебить и попытался кинуть в обидчиков камень, но был остановлен Туберозовым.
Часть вторая
На следующий день Туберозов отслужил обедню и сел дома пить чай. Вскоре пришел Ахилла, державший за ухо мещанина Данилку. Его дьяк обвинил в ереси. Оказалось, Данилка, наученный Варнавкой, говорил на улице, что дождь пошел по естественным причинам, а не благодаря «молебствию». Туберозов приказал Данилку отпустить, а Ахиллу отругал.
Чуть позже в город приехали из Петербурга князь Борноволоков, ревизор, и его секретарь Измаил Термосесов. Они решили остановиться в доме акцизного чиновника Бизюкина, так как были его старыми знакомыми. Когда столичные гости прибыли, сам Бизюкин был в отъезде, поэтому их встретила его супруга Дарья Николаевна. Она практически сразу влюбилась в Термосесова, который показался ей настоящим мужчиной – решительным и неуступчивым. Помывшись после дороги, Измаил пришел к Бизюкиной. Сперва он начал говорить с ней об избалованности местного слуги Ермошки. Затем быстро перешел от слов к действиям и поцеловал Дарью Николаевну. Потом Термосесов спросил, кто ее злейшие враги. Бизюкина назвала дьяка Ахиллу и протоиерея Туберозова.
После общения с Дарьей Николаевной Термосесов поговорил с князем Борноволоковым. Измаил настоятельно рекомендовал ревизору взяться первым делом за Туберозова с целью доказать сначала его личную вредность, а после «вредность вообще подобных независимых людей в духовенстве». Борноволоков согласился, уполномочив Термосесова действовать.
В гости к Бизюкиной зашел Варнавка. Учитель познакомился с Термосесовым и рассказал ему о своих горестях. В частности, упомянул о том, как нынешним утром Ахилла схватил мещанина Данилку и привел к Туберозову. Измаила история заинтересовала. Он попросил прислать к нему завтра с утра Данилку. Варнавка пообещал все устроить. Также Термосесов пожелал лично познакомиться с Туберозовым. Учитель сказал, что нет ничего проще – нужно посетить вечером раут, который устраивает исправник Порохонцев. Там обязательно будет протоиерей. Затем Варнавка отправился за приглашениями. Вернувшись с ними, Препотенский сообщил, что привел Данилку. Термосесов заставил его подать жалобу на имя Борноволокова. В ней описывалась утренняя история с Ахиллой и упоминался Туберозов, как «поощритель самоуправства».
Часть третья
Бизюкина в сопровождении Термосесова и Варнавки прибыла на раут к исправнице. Мужчин проводили в кабинет, где уже находились предводитель Туганов, Туберозов, дьяк Ахилла, отец Захария и другие. Варнавка спорил с Тугановым о религии и пьянстве, свободе и равенстве, отмене крепостного права. Предводитель все споры с явным преимуществом выиграл. После отъезда Туганова всеобщим вниманием завладел Термосесов. Ему даже удалось подружиться с дьяком и отцом Захарией. Только Туберозов не желал с ним сближаться.
После раута Термосесов позвал Препотенского и Ахиллу в гости к Бизюкиной. Дарья Николаевна подала пиво и мед в садовую беседку. Термосесов приказал Варнавке написать донос с пересказом разговора, который они слышали «от попов и дворян» в доме исправника. Учитель отказался. Измаил его выгнал из беседки, перед этим ударив. Ахилла собрался уходить, но Термосесов ему не позволил. Измаил пытался уговорить дьяка написать донос, но тот не согласился. Термосесов ударил и Ахиллу. Дьяк вышел из беседки, поднял на ноги Варнавку, не успевшего оправиться от удара Измаила, и проводил его до дома. Перед уходом они столкнулись с вернувшимся из уезда акцизником Бизюкиным.
Туберозов, пришедший под утро домой от исправника, начал жаловаться жене на то, что в России повсеместно распространяется убеждение, будто «развитому человеку “стыдно веровать”». Разбуженная супругом Наталья Николаевна в полусне его речи поняла не до конца. Протоиерей оставил ее досыпать, уйдя курить на крыльцо. Рассыльный солдат Бизюкина принес Туберозову письмо. В нем протоиерей приглашался к Борноволокову «для дачи объяснений относительно важных предметов, а также соблазнительных и непристойных поступков дьякона Ахиллы Десницына». Туберозов послал ревизору отказ, после чего отправился в «уезд по благочинию». Перед этим он успел пообщаться с Ахиллой и попросил его быть «посолиднее».
Измаил с утра написал донос на Туберозова и Туганова от имени Борноволокова. Затем пошел к почтмейстерше, с которой сдружился еще на рауте у исправника. Сначала Термосесов дал понять женщине, что ему небезразличны две ее дочери, а на одной из них он даже почти готов жениться. Затем рассказал, будто Борноволоков за глаза про него плохое говорит. Немногим ранее Термосесов убедился, что почтмейстерша вскрывает чужие письма. Он дал ей бумажку с образцом почерка Борноволокова и попросил проследить за тем, что князь отправляет. Почтмейстерша согласилась.
В тот же день она вручила Измаилу письмо, посланное Борноволоковым кузине. В нем князь жаловался на Термосесова, называл его вором и подлецом. При этом Борноволоков писал, что опасается Измаила, так как он знает о «старых глупостях» князя (имеются в виду давние связи с революционерами). Термосесов снял с письма копию и оставил себе оригинал.
Измаил шантажом заставил князя подписать донос на Туберозова и Туганова. Кроме того, Термосесов устроил свое будущее – взял у Борноволокова 200 рублей наличностью и вексель на 800 рублей, а также позаботился о том, чтобы в дальнейшем получить хорошую должность.
Туберозов, не успев объехать все «благочиния», решил вернуться домой. До него дошли слухи, что готовится суд над Ахиллой из-за случая с Данилкой. Тревожные известия застали протоиерея в далеком приходе, от которого до города было около двух суток езды. По дороге Савелий попал в страшную грозу, едва не умерев. Вернувшись домой, Туберозов послал записку исправнику Порохонцеву. В ней Савелий сообщал, что собирается завтра «совершить соборне литургию по случаю торжественного дня». Он просил оповестить всех чиновников, чтобы те явились в храм. Если кто-то не придет, Туберозов доложит начальству.
На другой день протоиерей прочел в церкви проповедь. Он сказал, что чиновники пришли не по собственному желанию, а из-за боязни его угроз. Получается, молитва их – «торговля во храме». После этого даже друзья и приятели Туберозова обвинили его «в неосторожном возбуждении страстей черни».
К Борноволокову прибежал испуганный комиссар Данилка. По его словам, народ ему чуть ли не смертью грозится за то, что он донес на Туберозова. Князь поехал разбираться, а Термосесов навсегда покинул Борноволокова.
Через несколько дней проповедь протоиерея в городе начала забываться. Зато к нему пожаловали квартальный и консисторский чиновник. Они забрали его в губернский город. Народ, собравшийся провожать Туберозова, плакал.
Часть четвертая
Чтобы спасти Туберозова, старгородский судья написал письмо своему другу – губернскому прокурору. Доставить послание доверили Ахилле. Протоиерей, которого за дерзкую проповедь перевели на низшую должность и оставили в губернском городе, от заступничества отказался, но попросил, чтобы к нему приехала жена.
Во время визита к Туберозову Ахилла встретил Термосесова. Перед отъездом Измаила почтмейстерша дала ему альбом, чтобы тот написал какие-нибудь стихи. Термосесов лично его вернуть не успел, поэтому попросил об этом дьяка. Ахилла согласился. Оказалось, в альбоме Измаил написал оскорбительный стишок. Об этом узнал весь Старгород. Чтобы восстановить репутацию, почтмейстерша пригласила на именины крестницы своего мужа госпожу Мордоконаки – влиятельную петербургскую даму, отдыхавшую неподалеку от Старгорода. План был прост – попросить важную гостью заступиться за Туберозова.
Почтмейстерше не удалось совершить задуманное. В течение вечера она не могла поговорить с Мордоконаки о протоиерее, а закончился прием крайне неудачно, частично по вине Варнавки. Муж почтмейстерши, опасаясь гнева супруги, отправился спать в контору. Там с ним остался Варнавка, не желавший идти домой, так как боялся Ахиллы. Почтмейстерша перед сном решила поговорить с мужем. Дверь в контору была заперта. Оттуда слышалось дыхание двух человек. Ослепленная ревностью почтмейстерша взяла нож, вскрыла дверь и, не узнав в темноте Варнавку, надавала ему пощечин. Когда правда открылась, учителя прогнали. После этого он покинул Старгород.
Туберозов, будучи в ссылке и не желая повиниться, чтобы получить свободу, снимал каморку у жандарма. Приехавшая к мужу Наталья Николаевна взяла заботы о хозяйстве на себя. Она много работала, из-за чего заболела и умерла.
Часть пятая
К Туберозову приехал карлик Николай Афанасьевич – он когда-то служил у Марфы Андреевны Плодомасовой и очень нравился протоиерею. Карлик привез «мирскую просьбу», подписанную людьми из прихода отца Савелия. Благодаря ей и хлопотам Николая Афанасьевича, Туберозова простили. Правда, протоиерею нужно было подать записку, что впредь он подобного не совершит, и извиниться за проповедь. Савелий отказался приносить извинения. Карлик решился на хитрость. Он попросил начальство Туберозова приказать ему «повиниться». Приказа ослушаться протоиерей не смог и отправил кому следовало бумагу с подписью «Требованное всепокорнейшее прошение». Савелия отпустили домой, но за эту «требованность» оставили «на полгода под запрещением».
Вскоре после возвращения Туберозова Ахиллу забрал с собой на заседания в синоде архиерей. Дьяк отправлял протоиерею письма. В одном из них он рассказал, что встретил в Петербурге Варнавку, который женился на местной барыне и сделался несчастным, так как супруга его била. Сообщил дьяк и о судьбе Термосесова. Измаил попал в острог за выпуск «фальшивых бумажек». Из Петербурга Ахилла вернулся, нахватавшись новомодных слов и идей. Например, дьякон узнал о доказательствах того, что бога не существует. Туберозову удалось наставить засомневавшегося Ахиллу на путь истинный. Более того – «немудрый Ахилла стал мудр».
Через некоторое время Савелий, «хилый и разбитый событиями», скончался. Карлик Николай Афанасьевич успел добиться того, чтобы с протоиерея сняли «запрещение» раньше срока, поэтому похоронили Туберозова «во всем облачении».
В город прибыл новый протопоп Иродиан Грацианский. Он предложил поставить на могиле Туберозова маленький памятник и собрал по подписке 32 рубля. Ахилла скидываться отказался. Ему хотелось установить большой монумент. Дьякон решил потратить 200 рублей, полученные от продажи всего своего имущества. Он отправился к предводителю Туганову. По дороге Ахилла случайно съел деньги, лежавшие у него двумя бумажками в одном кармане с лепешками. Туганов согласился заплатить за возведение памятника. В итоге у Ахиллы получился монумент в виде «широчайшей расплюснутой пирамиды, с крестом наверху и с большими вызолоченными деревянными херувимами по углам». Спустя некоторое время после этих событий умер карлик Николай Афанасьевич.
Приближалась весна. Неизвестный, уже ограбивший нескольких горожан и принимаемый всеми за черта, осквернил монумент на могиле Туберозова. Ахилле удалось поймать злодея на кладбище. Им оказался переодетый в черта мещанин Данилка, который пошел на преступления из-за голода. Когда дьяк ловил черта, то вместе с ним угодил в холодную канаву. Это стало причиной болезни Ахиллы, которая свела его в могилу. Отец Захария ненамного пережил дьяка и Туберозова, скончавшись во время богослужения по случаю Светлого Воскресения.
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
- «Жемчужное ожерелье», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «На краю света», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Овцебык», краткое содержание по главам рассказа Николая Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
По писателю: Лесков Николай Семёнович