«Квадратура круга», анализ рассказа О. Генри
Авторский сборник американского прозаика О’Генри «Голос большого города» содержит в себе немало рассказов с глубоким смыслом, тонким юмором и лёгким, запоминающимся стилем повествования. «Квадратура круга» — это одна из жемчужин в коллекции произведений замечательного автора, история о том, как Нью-Йорк победил вендетту, которая царила между двумя семьями более сорока лет.
Математическая нотка, которую добавил О’Генри в название рассказа, неслучайна: доказательство невозможности квадратуры круга не мешало энтузиастам тратить десятилетия жизни на решение этой проблемы. Метафорический оборот распространился за границы математики и получил значение тщетного предприятия. Однако в рассказе американского автора безнадежная, казалось бы, затея по примирению кровных врагов всё-таки увенчивается успехом благодаря одному большому городу.
Проблематика произведения четко обозначается автором еще во вступлении к рассказу. О’Генри задумывается о сущности натурального и искусственного, рассказывая читателям о фальшивости прямых и квадратов и противопоставляя их естественности кругов и овалов: «круглые глаза ребенка служат типичным примером невинности», тогда как «прямая линия рта говорит о хитрости и лукавстве». Эти философские размышления приводят автора к мысли о том, что именно большой город с его четкой геометрией и обилием прямых линий улиц лучше всего «бросает холодный вызов кривой линии Природы».
Поделившись с читателями идеей о влиянии строгой архитектуры и порядков города на человека, О’Генри переносится в Кэмберлендские горы. История непримиримой вражды семейств Фолуэл и Гаркнесс началась со смерти собаки, тренированной на опоссума, и продолжалась несколько десятков лет, пока не осталось по одному человеку с каждой стороны. Иронические приёмы, которые использует автор в процессе повествования, подчеркивают бессмысленность и абсурдность мести.
Единственные и центральные персонажи произведения — это последние оставшиеся в живых кровные враги Кол Гаркнесс и Сэм Фолуэл. По сюжету их встреча переносится в Нью-Йорк, и в эпизоде поиска Сэмом Кола О’Генри в каждом предложении подчеркивает атмосферу этого города. Благодаря многочисленным средствам художественной выразительности, таким как эпитеты и метафоры, пейзажи Нью-Йорка воспринимаются совершенно реальными: «прямые артерии города», «острые углы», «ужасный» уличный шум. Одиночество, которым Нью-Йорк охватил главных героев, настолько поразило Сэма Фолуэла, что, встречая своего кровного врага из Кэмберлендских гор, он искренне радуется единственному знакомому в этом неприветливом городе человеку.
На каждую действующую силу найдется противодействующая. Так и жажда мести, встретившись с силой ожесточенного, далёкого от Природы города, потухла и перевоплотилась в гораздо более человечные чувства.
- «Дороги, которые мы выбираем», анализ рассказа О. Генри
- «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
- «Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри
- «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
- «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри
- «Девушка», анализ новеллы О. Генри
- «Пока ждет автомобиль», анализ рассказа О. Генри
- «Фараон и хорал», анализ рассказа О. Генри
- «Зелёная дверь», анализ новеллы О. Генри
- «Через двадцать лет», анализ новеллы О. Генри
- О. Генри, краткая биография
- «Родственные души», анализ новеллы О. Генри
- «Кактус», анализ рассказа О. Генри
- «Пурпурное платье», анализ новеллы О. Генри
- «Комната на чердаке», анализ новеллы О. Генри
По писателю: О. Генри