«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
История создания
Сказка «Стальное колечко» была напечатана 1 мая 1946 г. в «Литературной газете». Сказка отражает надежды, связанные с победой в войне, являет победу добра над злом, традиционную в сказках. С недавней победой и недавними военными тяготами связана и бедность, скудость еды героев, и патриотическая идея рассказа. Варюша не хочет даже на миг оставлять свою родную деревню, будто боясь потерять её (в подтексте – боясь потерять то, что только что отвоёвано).
Литературное направление и жанр
В произведении сочетаются черты реалистического рассказа и сказки. Такая двуплановость характерна для всех сказок Паустовского.
Почти все события и образы произведения могут объясняться с точки зрения реализма и фантастики. Например, судьба старого воробья Сидора, зимующего в доме деда Кузьмы. Его поведение можно прочитать как реалистическую зарисовку о животном, а можно – как сказку о животном, ведь воробей говорит Варюше: «Ишь ты! Нашла дурака!» А может, ей это только кажется?
Но в «Стальном колечке» есть ещё и подтекст. Подтекст этой сказки связан с победой в войне, которую в этой сказе символизируют зима, лишения и болезнь.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема у произведения «сказочная» - победа добра над злом: весны над зимой, здоровья над болезнью. Но эта победа неразрывно связана с образом родной земли, она ради земли. Поэтому основная мысль связана с темой патриотизма. Рассказ заканчивается двумя афоризмами. Один из них Варюшин: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом». Другой – деда Кузьмы, который вспоминает девочка: «Наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете». Эти афоризмы и составляют основную мысль произведения.
Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хороши поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая для Паустовского – проблема счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.
Сюжет и композиция
По композиции «Стальное колечко» ближе к рассказу, а не к сказке. В нём есть крохотная экспозиция, в которой повествуется о долгой и суровой зиме, о замёрзших волках. Завязка рассказа - у деда Кузьмы закончилась махорка, кульминация – потеря колечка и вместе с ним надежды, развязка - приход весны и обретение всего потерянного: колечка, здоровья, радости.
Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Волки из леса хотят, как Лисичка из сказки «Зайкина избушка», «пожить в избе, почесаться и полежать у печки».
Герои сказки
Главная героиня – девочка Варюша. Так называет её рассказчик, подчёркивая, во-первых, юный возраст девочки, а во-вторых, - своё к ней нежное отношение.
Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку?
Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.
Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.
Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.
Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.
Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.
Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.
Варюша лишилась сразу трёх чудес. Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами.
Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.
У Варюши есть редкое качество: она довольна своей жизнью, наслаждается ею и ничего не хочет менять. Это, с точки зрения автора, - залог истинного счастья.
Дед Кузьма – воплощение народной мудрости, доброты и силы духа. Читатель ничего не знает о родителях Варюши, но можно предположить, что девочка сирота. А смерть деда была бы для Варюши самым большим несчастьем.
Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.
Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.
Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.
Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.
Художественное своеобразие
В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.
В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).
Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
- «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич