«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
Драгоценная пыль
В молодости мусорщик Шамет служил солдатом в армии «Маленького Наполеона» то есть Наполеона 3. Шамет заболел тяжёлой лихорадкой, и вдовый полковой командир отправил с ним на родину восьмилетнюю дочь Сюзанну к тётке в Руан. Чтобы развлечь девочку, Шамет рассказывал скудные истории из своей жизни в посёлке на берегу Ламанша. Одна из историй о золотой розе, подвешенной к распятию в доме старой рыбачки. Старухе в юности подарил её возлюбленный, и каждый, кто прикоснётся к розе, будет по легенде счастлив.
Действительно, к старухе через год после отъезда Шамета из посёлка приехал из Парижа богатый и весёлый сын-художник. Шамет пообещал Сузи, что и ей кто-нибудь подарит золотую розу. Все свои годы однообразной нужды Шамет хотел приехать к Сузи в скучный дом её тётки.
Однажды на рассвете Шамет встретил на мосту Инвалидов Сузи, которую бросил возлюбленный, актёр. Она прожила у Шамета 5 дней до примирения с возлюбленным. На прощанье Сузи вспомнила о своей мечте получить в подарок золотую розу. С тех пор Шамет просеивал пыль из ювелирных мастерских и собирал золотые крупицы. Когда роза была готова, Шамет узнал, что Сузи уехала в Америку и след её потерялся. Шамет вскоре умер, а выковавший розу ювелир забрал её из-под подушки и продал старому литератору, который писал, что золотая роза Шамета – прообраз писательской деятельности. Из драгоценных пылинок писатель рождает живой поток литературы.
Надпись на валуне
Рассказчик жил зимой на Рижском взморье в маленьком домике на краю туманной бездны. К западу лежит маленький рыбачий посёлок. Рыбаки уходят в море за салакой, но не все возвращаются. В море около посёлка лежит гранитный камень, где рыбаки высекли надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Латышский писатель не согласен, что надпись печальная, она может быть эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве тех, «кто одолевал и будет одолевать это море».
Таков и писательский труд. Это не ремесло и не занятие, а призвание, зов собственного сердца. Пример такого призвания – голландский писатель Эдуард Деккер, у которого был псевдоним Мультатути (лат. Многострадальный). Он протестовал против порабощения яванцев голландскими властями. Мультатути умер, не дождавшись справедливости, но «одолел море».
Цветы из стружек
Писательство – душевное состояние, которое возникает раньше, чем человек начинает писать. Ещё в детстве проявляется дар поэтического восприятия жизни, её ощущения как непрерывной новизны.
В юности рассказчик писал пышные и нарядные, наполненные экзотикой стихи, похожие на мишуру, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальную позолоту.
Первый рассказ
Рассказчик возвращался по Припяти из Чернобыля, около которого он прожил лето в имении отставного генерала Левковича в качестве домашнего учителя для его сына, готовящегося переэкзаменовкам.
На обратном пути рассказчик заночевал в Чернобыле на постоялом дворе, который держал пожилой еврей Кушер.
Утром пароход не пришёл, и рассказчик забрёл в парикмахерскую, где от жены парикмахера Мани узнал историю Йоськи, сына самой доброй женщины Песи, который должен был учиться на фельдшера в Киеве. Иудей Йоська полюбил православную Христю, дочь лесника Никифора из Карпиловки. Мать Йоськи приняла Христю. Йоська решил выкреститься, чтобы повенчаться с Христей. Отец Михаил отказался, требуя разрешения митрополита. А раввин проклял Йоську и Песю до 10 колена.
Исправник Сухаренко посадил Йоську в холодную и через 3 дня обещал отдать под суд, так как тот взбаламутил ему весь уезд. А Христя умерла от горя: в Йом Кипур (судный день) уснула и не проснулась. Йоську выпустили, но он сошёл с ума.
Пароход приехал только к вечеру. Вернувшись, рассказчик сжёг тетради стихов, ведь любовь сопровождается не «томлением умирающих лилий», а комьями навоза, которые бросали в спину Христе мальчишки. Рассказчик написал первый рассказ. Но редактор отказался его печатать по цензурным соображениям. Рассказчик переписывал рассказ дважды, в первый раз добавив описание быта местечка, во второй – отношение автора к происходящему. Рассказчик понял, что главное для писателя – выразить себя в любой вещи. Но ему нечего было сказать. Поэтому он бросил писать на 10 лет, чтобы жить полной жизнью.
Молния
Замысел произведения подобен молнии, которая происходит после того, как атмосфера насытится электричеством до предела. Для появления замысла, как и молнии, нужен ничтожный толчок. Толчком может быть всё что угодно. У Толстого сломанный репейник родил замысел о Хаджи-Мурате. Молния – это замысел, а ливень – воплощение замысла, стройные потоки образов и слов, книга. Вдохновение – строгое рабочее состояние человека. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол.
Бунт героев
Большинство писателей пишет по более или менее подробному плану. И только единицы, обладающие даром импровизации, могут писать без плана (Пушкин, А.Н.Толстой, Чехов). Повествование может начаться со случайности, а затем возникнут мысли, сложные судьбы людей. Появившиеся в произведении люди начинают сопротивляться писательскому плану. Они действуют так, как соответствует их характеру, внутренней логике. А если вернуть их в рамки плана, они мертвеют, превращаются в схемы, роботов. Пушкина удивила вышедшая замуж Татьяна, Толстого – Анна Каренина. А.Н.Толстой следил за своими героями с удивлением. Подлинная жизнь заполняет писательскую схему и ломает её.
История одной повести
«Планета Марц»
Рассказчик вспоминает детские впечатления от виденной в подзорную трубу на Владимирской горке в Киеве кирпичной планеты Марса. Телескоп устанавливал старик «Звездочёт», притворявшийся итальянцем и коверкавший слова. Отец объяснил рассказчику, что Марс раньше был живой планетой, а теперь превратился в пустыню. Такая судьба может ожидать и землю. С тех пор рассказчик боялся пустыни. Он столкнулся с ней летом в деревне у деда. Смерч, суховей из Бухары, из пустыни, за 2 недели сжёг весь урожай. Любовь к России для рассказчика – это прежде всего восхищение природой.
Девонский известняк
Вновь рассказчик столкнулся с пустыней в 1931 г. в городе Ливны Орловской области, где он писал свой первый роман. Рассказчик поселился в комнате на окраине в ветхом деревянном доме. У хозяев было 2 дочери: 19-летняя Анфиса и 17-летняя Полина. Анфиса была влюблена в 16-летнего Колю, который болел туберкулёзом. Однажды в грозу Анфиса, поругавшись с родителями, не позволявшими ей увезти Колю в Крым, утопилась в реке, её нашли на следующее утро. Рассказчик впервые оказался свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти. Рассказчик переехал с окраины на станцию в дом железнодорожного врача Марии Дмитриевны Шацкой.
Брат врача Василий Дмитриевич Шацкий был геологом, его труды были известны в Советском Союзе и Европе.
Шацкий с утра читал газеты и целый день писал, но это были просто слова на одну букву. Шацкий сошёл с ума, когда во время экспедиции в Среднюю Азию попал в плен к басмачам. Его несколько раз выводили на расстрел, но ни разу не пришла его очередь. Учёный писал письма в Совет Народных Комиссаров каждый вечер, но их возвращали его сестре. В письмах он сообщал, что Ливны стоят на толщах девонского известняка, в котором заключена злая психическая энергия, план освобождения которой разработан фашистами.
В ясные часы Шацкий рассказывал об изучении Кара-Бугазского залива Каспийского моря. Учёный боролся с пустыней, желал убить её и вырастить на её трупе влажный тропический рай. Так у писателя родился замысел романа.
Изучение географических карт
В Москве рассказчик достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал по ней в своём воображении. Таким странствиям по карте он научился с детства. Эта привычка помогает правильно увидеть места в действительности. Рассказчик читал много книг, научных докладов о пустыне. Он с трудом достал деньги на путешествие и доехал по волге из Саратова до Астрахани, где ему пришлось написать несколько очерков, съездив в Астраханскую степь и сплавав по Каспийскому морю на Эмбу, чтобы набрать денег и продолжить путешествие.
Из Астрахани рассказчик уехал в Махачкалу, Баку и Красноводск. Из Москвы он уехал на Северный Урал, где начал писать повесть в гостинице в Соликамске.
Зарубки на сердце
Писатели не собирают материал для книги нарочно. Они просто живут внутри этого материала. Подробности сами всплывают из памяти, когда они необходимы для работы. Одна из основ писательства – хорошая память.
Рассказчик поселился под Рязанью в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Этот дом был мемориальным, в нём жила старушка Катерина Ивановна, дочь Пожалостина. Её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери, только присылала ей раз в 2 месяца деньги. Темнело рано. В светлое время суток рассказчик бродил по осенним лесам, удил рыбу на протоках Оки. Он старался не запомнить приметы осени, но поймать её ощущение, не старался изучить угрюмый тихий старый дом со стуком ходиков и немногими оставшимися гравюрами на стенках.
За Екатериной Ивановной смотрела по природе своей угрюмая соседская девочка Нюрка, которая одна, наверное, любила Катерину Ивановну. Катерина Ивановна слегла и умерла, не дождавшись дочери, которой рассказчик отправил письмо. Старушку похоронили в старинном бальном платье золотистого цвета со шлейфом, и казалось, что хоронят молодую стройную женщину. Эти события стали материалом для рассказа «Телеграмма».
У каждого рассказа своя история и свой материал. Жизнь рассказчика в зимней Ялте стала материалом для рассказа «Созвездие Гончих Псов». Туда вошли холодный ветер с ночных гор, шуршащие в комнате дубовые листья, события в Испании, посещение Симеизской обсерватории, распространение фашизма по Европе, овчарка, приведённая Гайдаром.
Алмазный язык
Родник в мелколесье
Многие русские слова излучают поэзию, подобную блеску камней. Ощущение слов субъективно. Русский язык открывается только тому, кто любит и знает свой народ, чувствует сокровенную прелесть земли. Для всего, что существует в природе, есть множество слов и названий. Рассказчик вспоминает рассуждение лесника о родственности слов родник, родина, народ.
Язык и природа
Для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и с природой. У рассказчика случилось лето открытий, когда он узнал много известных, но непережитых слов. Среди них разные виды дождя.
Много слов для описания небесных явлений: зарницы, зори летние и осенние, утренние и вечерние. Пушкин описал соединение этих двух зорь, и в этих строках собраны необыкновенные качества нашей речи. Народ, создавший такой язык, великий и счастливый.
Груды цветов и трав
Рассказчик неожиданно нашёл объяснение слову свей, встречающемуся у Есенина. Писатель-краевед Юрин объяснил, что так называется рябь на песке. Село Есенина было за Окой. В этих лугах рассказчик наблюдал беседу трёх девочек, подражавших речи взрослых. Одна из них знала названия всех трав и цветов и учила этому маленького мальчика. Старик-корзинщик рассказал, что это Клавка, дочь колхозного конюха Карнаухова и внучка известной на всю область травницы.
Словари
Рассказчик предлагает создать, кроме существующих, толковые словари природы, где после слова помещались бы тексты писателей, поэтов или учёных. У некоторых учёных есть такие «личные» словари. Рассказчик рассуждает о словах глухомань, глушняк, перечисляет лесные слова корабельная роща, осинник…
Есть другие природные не лесные слова, связанные с весной, бабьим летом, осенними ненастьями, ранней и глубокой зимой. Много слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами. Рассказчик учился русскому языку на паромах, заменяющих народные собрания и сборища колхозные.
Язык богат местными речениями и диалектами. Злоупотребление диалектами говорит о незрелости и недостаточной художественной грамотности. Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для понятности оно должно впервые появиться в понятном контексте. Таковы слова окоём, стожары, льзя, сентябрит. Много местных слов знал житель села Солотчи дед Семён Васильевич Елесин. Можно найти изменения живого языка в составляющихся поколениями профессиональных книгах, например, в локациях моряков. Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора.
Случай в магазине Альшванга
Зимой голодного 1921 г. рассказчик жил в Одессе в бывшем магазине готового платья. Первый этаж занимала художественная артель, изготовлявшая женские шапочки, вывески и деревянную женскую обувь и даже однажды сделавшая носовую фигуру единственного черноморского парохода «Пестель».
Рассказчик жил на втором этаже в трёх комнатах примерочных. Он спал на поставленной на ящики стеклянной двери, на буржуйке кипятил морковный или свекольный чай. Зима была лютая и бесснежная. Рассказчик работал в газете «Моряк» среди других молодых писателей. Однажды опытный писатель Соболь принёс в редакцию рассказ, который нельзя было печатать в таком небрежном виде. Но и нельзя было предложить исправления. Рассказ взялся исправить пожилой корректор Благов, не выбросив и не добавив ни одного слова. После исправления рассказ превратился в прозрачную, литую прозу. Не осталось тени от словесного разброда. Благов просто расставил правильно знаки препинания, особенно точки. Перестав возмущаться, Соболь поблагодарил за урок.
Как будто пустяки
У каждого писателя есть свой писатель-вдохновитель, не обязательно совпадающий по стилю. У Гайдара был вдохновитель Диккенс, а рассказчика вдохновляют «Письма из Рима» Стендаля, под влиянием которых был написан рассказ «Кордон 273».
Писателям помогает работать множество обстоятельств и навыков. Пушкину лучше работалось осенью, каждую осень он расцветал вновь, молодел. Если ему не давалось какое-нибудь место, поэт возвращался к нему, когда приходило вдохновение.
Гайдар придумывал фразы на ходу, потом записывал их. Рассказчик наблюдал, как Гайдар в Мещорских лесах писал «Судьбу барабанщика» и читал повесть наизусть почти без ошибок, так что рассказчик проспорил ему барометр, который, впрочем, показывал неправильную погоду.
Рассказчик стал свидетелем работы Федина над романом «Необыкновенное лето» в Гаграх в доме над морем, похожем на трущобу. Под террасой ночевали бродячие псы, иногда занимавшие комнаты хозяев. Они с ненавистью смотрели в окно на пишущего Федина. Писатель работал в непривычной для него обстановке и был готов трудиться в любое время суток
Федин писал только строго обдуманную, выверенную следующую главу, чтобы проза была отработана до безошибочности и закалена до алмазной крепости.
Флобер перевоплощался в своих героев, даже болел с ними. Он писал медленно и мучительно.
Персонажи Бальзака были для него живыми и близкими людьми. Когда он описал юную монахиню Жанну, увлёкшуюся парижской жизнью и оказавшуюся на панели, настоятельница описанного монастыря велела своей молодой монахине Жанне (в монастыре такая оказалась) ехать к Бальзаку и добиться от него покаяния и опровержения. Но Бальзак велел Жанне сделать, как у него написано, ведь монахиня мешала ему работать.
Гоголь писал стоя за конторкой, Лев Толстой работал только утром, как Руссо и Диккенс, а Достоевский и Байрон – ночью. Кроме того, Достоевский страдал от безденежья и писал поэтому наспех, комкая замысел.
Чехов в молодости мог писать на подоконнике в квартире, в купальне.
Лермонтов записывал стихи на чём попало, без правок. Алексей Толстой писал «накатом», импровизируя. Эренбург любил писать в кафе, Андерсен сочинял в лесах.
Рассказчику доводилось писать в каюте парохода, в мезонине деревенского дома осенью.
Старик в станционном буфете
В Майори на Рижском заливе в буфет зашёл погреться старик с белой дрожащей собакой по имени Пети. Пети стала выпрашивать у посетителей бутерброд. Старик стыдил собачку и не позволил ей взять брошенный ей кусок колбасы. Посетители обвинили старика в нищенстве. Старик на последние деньги купил бутерброд для собаки.
Продавщица дала ему два, и второй старик спрятал в карман. Он кормил собаку, и у него слезились глаза. На примере этой истории рассказчик показывает важность в рассказе подробностей: «Хорошая подробность вызывает у читателя интуитивное и верное представление о целом».
Белая ночь
В белую ночь рассказчик отплыл на пароходе от пристани Вознесенье в Онежское озеро на Петрозаводск, чтобы описать для «Истории фабрик и заводов» Петровский завод. Эту серию придумал Горький. Рассказчик изучил всё о заводе в пустынном Петрозаводске, съездил на водопад Кивач и увидел церковь в Кижах. Он принялся писать книгу, сняв комнату у бывшей учительницы, но материал не оживал.
Гуляя по Петрозаводску, рассказчик нашёл могилу Шарля Евгения Лонсевиля, инженера артиллерии Великой армии императора Наполеона. Старичок в архивах за 9 дней нашёл для рассказчика столько материала, что Лонсевиль ожил, ожил весь собранный материал, и была написана повесть «Судьба Шарля Лонсевиля».
Сцена оплакивания Лонсевиля взята из подлинных причитаний по старейшему и самому опытному лоцману на Свири, свидетелем которого стал рассказчик.
Животворящее начало
Золя считал, что воображение для писательства не нужно. Мопассан, напротив, очень дорожил воображением, животворящим началом искусства. Сердце, воображение и разум – среда, где зарождается культура.
Воображение заложено в натуре человека, но питается действительностью. К старому испанскому гидальго, давно потерявшему жену и красавицу-дочь, пришёл путешественник, вместе с Колумбом плававший на запад. Он рассказал о сиренах, море в синих цветах и подарил розовую раковину из страны Эльдорадо. В свете молний гидальго увидел в раковине волшебную страну и умолил короля снарядить каравеллу на её поиски. Так была открыта Флорида. Так воображение, рождённое жизнью, получило власть над жизнью. А цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.
Писатель воображает своего читателя, хотя пишет для всех. Есть этапы писания: эмоциональный настрой, приход вдохновения, внешний толчок, возникновение первого образа и за ним – цепочки ассоциаций, занесение сказки на бумагу.
Ночной дилижанс
Андерсен любил путешествовать. Он уехал на дилижансе из Венеции, где написал сказку «История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы». В дилижансе, кроме Андерсена, были священник и дама. Потом подсели ещё 3 девушки, за которых Андерсен доплатил, так как у них не хватало денег.
На Андерсена снизошло вдохновение, и он придумал сказку о будущем трёх девушек, которых он не видел в темноте. Молодая женщина представилась Еленой Гвиччиоли из Вероны.
В Вероне влюблённый Андерсен пришёл к Елене Гвиччиоли, чтобы расстаться с ней навсегда, потому что он боялся, что потеряет способность сочинять сказки. Истинная любовь может длиться вечно лишь в воображении. Незадолго до смерти Андерсен признался, что заплатил за сказки отказом от счастья, не заместил воображение действительностью.
Давно задуманная книга
Рассказчик задумал книгу, состоящую из биографий замечательных людей, и хотел ввести туда биографии людей забытых. Таким был речной капитан Оленин-Волгарь, актёр, певец, учёный, переводчик. Таков увлечённый своей работой директор краеведческого музея в маленьком городке Средней России.
Чехов
У Чехова множество записных книжек, но он мало ими пользовался, полагаясь на память. Он был не только писателем, но и врачом. Его проза острая, как скальпель, аналитическая и точная.
Чехов всю жизнь выдавливал из себя по капле раба. В доме на Аутке живёт его сестра Мария Павловна, которую рассказчик видел последний раз в 1949 г.
Александр Блок
Блок создан из озарений. Рассказчик искал его дом на Пряжке, где поэт жил и умер. Там было тихо, как в провинции. Так Блок пытался вернуть спокойствие смятенному сердцу.
Ги де Мопассан
Мопассан прошёл быстрый писательский путь, «как метеор», а жизнь называл «клиникой для писателей». В предсмертные часы на яхте «Милый друг» Мопассан, которому казалось, что его мозг разъедает соль, вспоминал отвергнутых и влюблённых в него женщин. Среди них русская художница Башкирцева, с которой писатель вёл кокетливую переписку, а также работница парижской фабрики, чьего имени он не знал. Влюблённая в него девушка целый год голодала и собирала деньги на элегантный наряд для встречи. Когда она пришла на дачу к Мопассану, его друг сказал ей, что писатель уехал с любовницей. Девушка в тот же вечер отдалась другу и стала куртизанкой.
Максим Горький
Рассказчик не может себе представить Россию без Горького. Горький – полномочный представитель русского народа, ловец талантов. Его изящество соединено с уверенной силой. Рассказчик вспоминает о встрече с Алексеем Максимовичем в Горках. Горький говорил так, как сейчас не говорят, выпуклым сочным языком. Рассказчик обсуждал с Горьким книгу капитана Гернета, который предложил растопить льды Гренландии для возвращения в Европу субтропического климата. Горький хотел издать книгу в России, но вскоре умер.
Виктор Гюго
На острове Джерсее в Ламанше, где Гюго жил в изгнании, ему поставлен памятник на обрыве над океаном, где Гюго борется с ветром. Гюго – великий дирижёр словесного оркестра, от музыки его книг содрогались слабые человеческие сердца. Писатель хотел заразить всё человечество своим гневом,
восторгом и шумной любовью. Гюго был рыцарем, глашатаем, вестником и трубадуром свободы, романтиком, наполнившим Европу дыханием мечты.
Рассказчик прочитал «Отверженных» 5 раз и на всю жизнь полюбил Париж.
Михаил Пришвин
По первой профессии Пришвин был агрономом. Он происходил из города Ельца, природа вокруг него «очень русская», простая и небогатая. Проза Пришвина наполнена поэзией, она настоящее колдовство. Секрет пришвинского обаяния в его зоркости, народном языке, «разнотравье русского языка». Познания Пришвина в этнографии, ботанике зоологии и других науках входят в его писательскую жизнь.
Александр Грин
Рассказы Грина опьяняли рассказчика, как душистый воздух. Сначала рассказчик принял Грина за иностранца. Писатель вёл тяжёлую жизнь отщепенца и бродяги, был замкнутым и избитым невзгодами человеком с мощным и сильным воображением. Грин писал все свои вещи в оправдание мечты, он учить мечтать и любить.
Эдуард Багрицкий
Рассказчик впервые встретил Багрицкого в одесском порту. Багрицкий читал только что написанную «Поэму об арбузе». У него была замечательная память, он мог читать на память стихи любых поэтов. Багрицкий ловил силками птиц и на их корм тратил все небольшие деньги, заработанные за прекрасные стихи. Переехав в Москву, Багрицкий завёл рыб в аквариумах. Он умер рано, как думает рассказчик, оторвавшись от родного юга.
Искусство видеть мир
Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. Художник советовал молодому рассказчику смотреть на мир так, будто его надо написать красками. Второй урок рассказчику преподал случайный попутчик в поезде, художник, обративший внимание на освещение природы во время сентябрьской грозы. Увидеть истинные цвета помогает живопись. Монэ поразил лондонцев тем, что написал туман багровым, а рассказчик был заворожён картиной Левитана «Над вечным покоем».
Каждый художник открывает нам новые черты действительности. При созерцании прекрасного возникает тревога, предшествующая внутреннему очищению.
Рассматривая классические здания Ленинграда, рассказчик пришёл к выводу, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Так же и в прозе.
В Эрмитаже рассказчик отдыхал от пышности красок в зале скульптуры, ведь скульптура – зов прекрасного к самому себе.
У подлинной прозы есть свой ритм. Вся фраза должна восприниматься без напряжения. Язык прозаика обогащает знание поэзии. Поэзия возвращает слову его первоначальную свежесть. Совершенная проза – подлинная поэзия. Об этом писали Чехов, Пришвин, Толстой. Самое высокое явление в литературе – проза, наполненная сущностью поэзии.
В кузове грузовой машины
В июле 1941 г. рассказчик ехал на военной машине из Рыбницы-на-Днестре в Тирасполь. Грузовик несколько раз обстреливали из воздуха. В момент опасности и рассказчик, и водитель вспоминали родные леса. На привалах в военное время рассказчик подробно воссоздавал в памяти свои путешествия по лесам. В разлуке черты родного пейзажа раскрывают свою захватывающую красоту. В пейзаж нужно погрузиться. Природу надо любить.
Напутствие самому себе
Работа над этой первой книгой заметок о писательском труде подобна путешествию по малознакомой стране, где новые дали ведут в неизведанное.
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
- «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По произведению: «Золотая роза»
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич