«Убийство на улице Морг», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
Повествование предваряют авторские соображения об аналитических способностях ума, проявляющихся не столько в математическом анализе действительности, сколько в умении анализировать увиденное (на примере игры в шахматы, шашки и вист). Рассказчик отмечает, что дар анализа приносит своему обладателю живейшее наслаждение. Аналитический склад ума, по мнению автора, нельзя сравнивать с простой изобретательностью. Изобретательные по натуре люди – склонны к фантазиям, люди с аналитическим складом ума отличаются богатым воображением. Дальнейший рассказ – иллюстрация к приведённым соображениям.
Весной-летом 18.. года, живя в Париже, автор знакомится с неким мосье С.-Огюстом Дюпеном – молодым человеком знатного рода, живущим на ренту и могущим позволить себе в качестве единственного развлечения – книги. Довольно быстро герои проникаются друг к другу симпатией и начинают жить вместе в снимаемом автором доме в уединённом уголке Сен-Жерменского предместья. Днём они закрывают ставни, чтобы проводить время в уединённых беседах и мечтах, ночью выходят на улицы Парижа, продолжая начатые днём разговоры. В Дюпене автора поражает аналитическое дарование. Молодой аристократ обладает наблюдательностью, позволяющей строить логические цепочки, ведущие к угадыванию мыслей собеседника.
Как-то раз, просматривая выпуск «Судебной газеты», герои натыкаются на заметку о «неслыханном преступлении», совершённом около трёх часов утра на пятом этаже дома по улице Морг, в квартале Сен-Рок. Зверское убийство мадам Л’Эспанэ (почти полностью перерезанная бритвой шея; труп найден жандармами и любопытствующей толпой на мощёном дворике около дома) и её дочери – Камиллы (ещё тёплый труп с исцарапанным лицом и следами удушения был затолкан в дымоход кверх ногами) привлекает внимание рассказчика и Дюпена. На следующей день они читают новую газетную статью со свидетельскими показаниями, из которых становится ясно, что мать и дочь жили дружно, у них водились деньги и за три дня до убийства они как раз сняли с банковского счёта четыре тысячи франков. Очевидцы утверждают, что слышали на месте преступления спор двух людей: первый – мужчина, говорящий глухим голосом по-французски; второй – существо неизвестного пола, чья речь каждому из свидетелей напоминает испанский, итальянский, немецкий и русский языки.
На вторичном допросе четверо свидетелей показало, что дверь спальни, где был найден труп мадемуазель Л’Эспанэ, была заперта изнутри. Другие окна и двери и ведущий на крышу люк – тоже. Дымоходы четвёртого этажа – слишком узкие для человека. Между тем, как свидетели услышали перебранку и взломали дверь, прошло от трёх до пяти минут. Врач Поль Дюма констатировал многочисленные переломы на теле мадам Л’Эспанэ.
После ареста некоего Адольфа Лебона Дюпен просит своего знакомого полицейского префекта Г. дать ему разрешение учинить самостоятельный розыск. На месте преступления новоявленный сыщик внимательно осматривает особняк и окружающие его здания, изучает место преступления, после чего идёт в редакцию одной из утренних газет. На следующий день, в полдень он сообщает автору, что ждёт человека, который способствовал совершению двойного убийства.
Дюпен обращает внимание друга на особенности речи второго человека, рассказывает, как нашёл выход (окно в спальне, закрывающееся автоматически и создающее впечатление, что оно забито гвоздём, выходящее на широкий ставень и находящийся рядом громоотвод), через который скрылись преступники. Сыщик подчёркивает, что из комнаты не были взяты ни платья убитых, ни золото. Он характеризует убийцу как ловкое, сильно и кровожадное существо, после чего показывает автору шерстинки ржаво-бурого цвета и листок с рисунком пальцев, снятых с шеи убитой женщины. По мнению Дюпена, убийца – исполинский бурый орангутанг.
По объявлению в газете «Монд» к героям приходит матрос – владелец обезьяны, привезённой им с острова Борнео для выгодной продажи. Он рассказывает, как однажды ночью вернулся домой с весёлой пирушки и застал животное у себя в спальне: обезьяна сломала перегородку между комнатой и чуланом и имитировала перед зеркалом процесс бритья, который подсмотрела у своего хозяина. Сбежав от матроса, орангутанг забрался в дом на улице Морг (он привлёк его горящим светом) и попробовал продолжить игру в парикмахера со старой леди. Последняя начала сопротивляться, животное разозлилось и перерезало ей шею бритвой. Увидев кровь, орангутанг впал в неистовство и задушил лежащую без сознания девушку. Заметив наблюдающего за ним через окно хозяина, он испугался наказания и засунул тело Камиллы в дымоход.
Адольфа Лебона оправдали. Орангутанг был пойман матросом и продан в Ботанический сад.
- «Убийство на улице Морг», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По
- «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Чёрный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Падение дома Ашеров», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Колодец и маятник», анализ новеллы Эдгара По
- «Свидание», анализ новеллы Эдгара По
- «Чёрный кот», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Лигейя», краткое содержание рассказа Эдгара По
- «Очки», краткое содержание рассказа Эдгара По
- «Лигейя», анализ новеллы Эдгара По
- «Свидание», краткое содержание рассказа Эдгара По
- «Очки», анализ рассказа Эдгара По
- «Золотой жук», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
По произведению: «Убийство на улице Морг»
По писателю: По Эдгар Алан