«Доктор Фаустус», краткое содержание романа Томаса Манна
Автор предваряет рассказ о жизни гениального музыканта Адриана Леверкюна несколькими словами о своей личности. Доктор философии Серенус Цейтблом вместе с героем в детстве посещал гимназию св. Бонифация и хорошо знал его родителей – Ионатана и Эльсбету, представителей рода искусных ремесленников и зажиточных земледельцев. Вместе с Андрианом, его старшим братом Георгом и младшей сестрой Урсель Серенус принимал участие в семейных чтениях Леверкюнов. Иоанатан читал детям книги о бабочках и обитателях морских глубин, показывал опыты с «питающейся каплей» и причудливые порождения органической природы. Эльсбета Леверкюн отличалась простотой и светлостью натуры. Она обладала приятным голосом и была вся проникнута внутренней музыкальностью.
Как и все художники, Адриан оказался сильно привязан к своему детству. Достигнув зрелости, он поселился у Швейгештилей в Пфейферинге – месте, удивительно напоминавшем ему родной дом. Там была и женщина, похожая на скотницу Ханну, научившую мальчиков петь народные, солдатские и уличные песни.
Детство мальчиков прошло в небольшом немецком городке – Кайзерсашерн. Во время учёбы в гимназии Адриан жил у дяди – скрипичного мастера и владельца магазина музыкальных инструментов Николауса Леверкюна, в трёхэтажном бюргерском доме шестнадцатого века. Первое время никто не связывал Адриана с музыкой, к которой он и сам не проявлял особого интереса. Родные считали, что из мальчика получится выдающийся учёный. Серенус впервые понял, что перед ним будущий музыкант, когда застал четырнадцатилетнего Адриана за игрой на фисгармонии.
Дядя Николаус предложил племяннику учиться играть на рояле под руководством Венделя Кречмара – местного соборного органиста и музыкального лектора. Последний занимался со своим учеником не только музыкой, но и классической литературой, всесторонне знакомя его с миром искусства. После окончания гимназии Адриан Леверкюн решил изучать лютеранское богословие.
В Галле Серенус вместе с другом занимался философией, состоял в кружке студентов-богословов «Винфрид» и ходил в качестве вольнослушателя на лекции по систематике профессора Эренфрида Кумпфа и на лекции по «психологии религии» приват-доцента Эбергарда Шлепфуса. Со временем Адриан стал тяготиться выбранной профессией, а переехавший в Лейпциг Кречмар в письмах всё активнее призывал своего бывшего ученика к занятиям музыкой.
В 1905-м году Серенус отправляется на военную службу в Наумбург, а Адриан – в Лейпциг. Начинающий композитор пишет своему другу о переезде и случайном посещении борделя. Серенус приходит в крайнее удивление, так как до этого письма Адриан никогда не обсуждал с ним вопросов взаимоотношения полов. Между тем, сам автор к тому моменту уже успел вкусить запретный плод, состоя семь месяцев в интимной связи с дочерью бочара. Блудница из борделя была первой женщиной, прикоснувшейся к Адриану, что произвело на него сильное впечатление.
Время до 1913-го года друзья проводят вдали друг от друга. В Лейпциге Адриан под руководством Кречмара изучает инструментовку. Через год он, сгорающий от страсти, возвращается в бордель, желая встретиться с дотронувшейся до его щеки девушкой. Поиски любимой заводят его в Братиславу, где начинающий композитор проводит с ней ночь. Через пять недель Адриан обнаруживает «локальное недомогание». Врач, у которого он лечится, умирает через несколько дней. Вид доктора в гробу производит на начинающего композитора удручающее впечатление. Второй врач, к которому обращается Адриан, оказывается арестованным. Леверкюн бросает лечение. В это время в Лейпциге его навещает Серенус. Адриан вводит друга в богемный кружок кафе «Централь» и знакомит со своим другом – переводчиком Рюдигером Шильдкнапом.
В сентябре 1910 года Серенус начинает преподавать в гимназии Кайзерсашерна. Двадцатилетняя Урсель Леверкюн выходит замуж за швейцарского оптика Иоганнеса Шнейдевейна. С 1911 по 1933 год у них рождается четверо детей – Роза, Эцехиль, Раймунд и Непомук. Серенус сообщает Адриану о своей будущей свадьбе с Еленой.
В Мюнхене Леверкюн снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде, вблизи Академии. Он сочиняет музыку и, когда его не мучает мигрень, принимает участие в званых обедах. Со временем в Мюнхен переселяется и Рюдигер Шильдкнап. Вместе с ним Адриан впервые посещает Пфейферинг, где знакомиться с хозяйкой имения – госпожой Швейгештиль.
Начиная с 1911 года, композитор и писатель проводят летние месяцы в Палестрине, в доме Манарди. Именно там Адриан встречается с Дьяволом, о чём свидетельствует его запись, сделанная на нотной бумаге. Враг рода человеческого предстаёт перед композитором в виде тщедушного рыжеватого мужчины. Он разговаривает с Адрианом на «ты», высмеивает его неверие и предлагает обсудить то, о чём они «молчат» уже пять лет, начиная с момента падения героя – в объятиях проститутки, заразившей его «французской болезнью», приведшей к поражению мозга. Врачи, к которым обращался композитор, были намеренно выведены из его жизни Дьяволом, чтобы через очажок венерического менингита Адриан мог общаться с ним наяву.
Незваный гость приписывает себе природу вдохновения. Его внешность меняется – мужчина начинает выглядеть более интеллигентно. Адриан пробует спорить с Дьяволом, но безрезультатно. Последний развенчивает его представления о возможности самостоятельного выхода на новые музыкальные рубежи и предлагает свою помощь в создании гениальных творческих произведений. Об аде Дьявол не рассказывает ничего нового для Адриана, объясняя это тем, что там всё будет так, как герой привык это воспринимать через призму жизни и религии. Враг рода человеческого не предлагает заключить Адриану сделку. Он является за тем, чтобы уточнить её условия: двадцать четыре года адской помощи взамен на душу и тело и наложение запрета на любовь, как на согревающий элемент жизни.
По возвращении в Мюнхен Адриан звонит Эльзе Швейгештиль и договаривается о предоставлении ему жилья в Пфейферинге. К Пасхе 1913 года Серенус, успевший жениться на Елене и завести ребёнка, получает место во Фрейзингской гимназии. Вместе с другом он посещает светские вечера и ведёт беседы о жизни, музыке, религии.
Зимой 1913-1914 года младшая дочь сенаторши Родде – Инеса сближается с доктором Гельмутом Инститорисом – приват-доцентом Высшего технического училища, специалистом по эстетике и истории искусств. Серенус видит, что они – разные по характеру люди, а сама Инеса влюблена в другого – маленького, ничем непримечательного пижона Рудольфа Швердтфегера.
В августе 1914-го года начинается Первая мировая война. В качестве младшего вахмистра запаса Серенус отправляется в Наумбур. Его друзья из артистической среды уклоняются от армии, находя у себя то одну, то другую болезнь. Через год, после тифа, Серенус возвращается домой с крестом на груди. Он обнаруживает, что за первый год войны загадочная холодность Адриана покорила сердца двух женщин – учительницы музыки Меты Нэкеди и совладелицы предприятия, изготавливающего оболочки для колбас, Кунигунды Розенштиль. Верные поклонницы в голодные годы поддерживали композитора продовольствием, которым тот щедро делился со своими друзьями.
В период Первой мировой войны Леверкюн заканчивает работу над «космической музыкой» и увлекается историями из «Декамерона». Весной 1915 года Инеса Родде выходит замуж за доктора Инститориса. Сенаторша Родде перестаёт вести светскую жизнь и переселяется в Пфейферинг. Матушка Швейгештиль объясняет это тем, что мать Инесы не хочет показывать обществу своё старение, выражающееся в облысении.
Инеса Родде не любит мужа, но рожает ему дочерей – Лукрецию (в 1915-м) и двойняшек Энхен и Рикхен (в 1917). Через несколько месяцев после свадьбы она начинает изменять Инститорису с Руди Швердтфегером, связь с которым разрывается только в конце десятилетия. О том, что любовник её бросит, Инеса догадывается почти сразу же, о чём и сообщает Серенусу в доверительном разговоре.
В 1918 году в Германии поднимаются революционные настроения. Адриан переживает тяжелейшие приступы мигрени. Свои физические мучения он сравнивает то с болью русалочки из одноимённой сказки Андерсона, получившей человеческие ноги вместо рыбьего хвоста, то со страданиями мученика Иоанна, сидящего в котле с маслом.
Руди Швердтфегер часто навещает Леверкюна и в январе 1919 года рассказывает ему о своей связи с Инесой Родде, выставляя последнюю отчаянно влюблённой соблазнительницей, от которой он не смог отказаться в силу своего рыцарского отношения к женщинам.
Клементина Швейгештиль читает больному Адриану книги. В это время композитор создаёт «Apocalypsis cum figuris» - мрачную музыку о конце мира и адских мучениях. Свою ораторию Адриан пишет за рекордно короткий срок – четыре с половиной месяца. Серенус весь этот период тесно общается с другом и принимает участие в дискуссиях, проходящих на квартире графика и иллюстратора книг – Сикста Кридвиса. В кружке молодых интеллигентов обсуждаются вопросы современных политических и культурных тенденций, тяготеющих к отказу от ценности индивидуума и вознесении на пьедестал диктатуры и упрощению многих культурных понятий, являющихся предвестниками грядущего нацизма.
Слушатели и критики обвиняют «Апокалипсис» Леверкюна в бездушии. Серенус, напротив, видит в нём идею русалочки – тоску по бессмертной душе и от переживаний за друга начинает резко терять в весе.
Зимой 1921-1922 года Кларисса Родде приезжает в гости к матери и принимает яд. Молодая актриса долгое время пыталась пробиться на большую сцену. В провинциальном Пфорцгейме она случайно потеряла невинность, поддавшись обольщению местного светского льва. Молодой эльзасский фабрикант Анри, сделавший ей предложение, долгое время подготавливал своих родственников к приёму невесты. Узнавший о грядущей помолвке соблазнитель Клариссы начал шантажировать её, требуя за молчание повторной отдачи. Девушка согласилась, но мерзавец не сдержал своего слова. Анри расторгнул помолвку. Кларисса узнала об этом из его письма, когда гостила у матери.
Получив извещение о смерти невесты, Анри приезжает в Пфейферинг и сильно сокрушается из-за того, что вовремя не простил девушку. На похоронах сестры Инеса Родде впервые встречается с Руди Швердтфегером после того, как он порвал с ней. Серенус замечает, что покинутая женщина вслед за своей подругой Наталией Кнетерих начала употреблять морфий.
Интернациональное общество новой музыки в 1922 году исполняет фрагменты из «Апокалипсиса» Леверкюна. Мировое признание композитор получает благодаря новой почитательнице – венгерской аристократке, госпожи фон Торн. Богатая вдова становится духовной возлюбленной Адриана. В жизни они не встречаются ни разу.
Музыкальный антрепренер, еврей Саул Фительберг предлагает Адриану войти в светское общество Парижа. Получив отказ, он ещё долго говорит о себе, музыке и похожести еврейского и немецкого характера.
В 1924 году Руди Швердтфегер впервые исполняет в Вене скрипичный концерт, написанный для него Леверкюном. В Цюрихе, в доме супругов Рейфов Адриан знакомится с известной театральной художницей – французской швейцаркой, мадемуазель Мари Годо. По приезде девушки в Мюнхен Леверкюн через Серенуса приглашает её на загородную прогулку. Через два дня он просит Руди поговорить с Мари о его чувствах. Швердтфегер признаётся в том, что сам любит мадемуазель Годо, но всё-таки соглашается исполнить просьбу друга. На предложение руки и сердца Адриана Мари отвечает отказом. Руди пишет ей любовное послание, которое незаметно для него приводит к помолвке. Инеса Родде убивает неверного возлюбленного пятью выстрелами в трамвае, после его последнего мюнхенского концерта.
В 1926-м году в свет выходит «Апокалипсис». Адриан теряет способность сочинять музыку. В 1927 году, после смерти отца и Швейгештиля, композитор приходит в себя и создаёт уникальные музыкальные композиции. В июне 1928 года в Пфейферинге появляется племянник Адриана – пятилетний Непомук Шнейдевейн. Мальчик поражает всех своей эльфийской красотой и старинной речью. Адриан сильно привязывается к ребёнку – гуляет с ним по окрестностям, дарит игрушки. В августе Непомук умирает от цереброспинального менингита. Адриан винит себя в смерти мальчика.
Своё последнее значимое произведение – симфоническую кантату «Плач доктора Фаустуса» композитор создаёт в 1929-1930 годах. В мае 1930-го года он приглашает к себе друзей, чтобы рассказать им о сделке с Дьяволом. В процессе исповеди гости один за другим покидают комнату. Доктор Краних объявляет Адриана безумцем. Композитор падает в двенадцатичасовой обморок в тот самый миг, когда решает сыграть своё последнее произведение. Три месяца Леверкюн проводит в больнице для душевнобольных. Узнав о приезде матери, он пытается утопиться. Остаток жизни Адриан проводит в родном доме. Композитор умирает 25 августа 1940 года.
- «Доктор Фаустус», художественный анализ романа Томаса Манна
- Новелла «Марио и волшебник», анализ
- «Смерть в Венеции», художественный анализ новеллы Томаса Манна
- «Будденброки», художественный анализ романа Томаса Манна
- «Будденброки», краткое содержание по главам романа Томаса Манна
- «Волшебная гора», художественный анализ романа Томаса Манна
- «Смерть в Венеции», краткое содержание новеллы Томаса Манна
- «Волшебная гора», краткое содержание по главам романа Томаса Манна
- Томас Манн, биография
По произведению: «Доктор Фаустус»
По писателю: Манн Томас