Художественный анализ 21 сонета Уильяма Шекспира
Двадцать первый сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе стихотворений, посвящённых Другу; к первой подгруппе из двадцати шести произведений, воспевающих последнего.
Основная идея двадцать первого сонета – соблюдение честности в любви и поэзии. Лирический герой с первой строки первого катрена противопоставляет себя современным ему поэтам, под влиянием Музы создающим стихи, изобилующие приторными (дословный перевод «покрашенными красотой») метафорами, связанными с небесами (идея «непосредственного использования для орнамента»), солнцем, луной, землёй, «богатыми переливами моря», с «родившимися первыми апрельскими цветами» и всеми «исключительно воздушными вещами», пронизывающими насквозь как небесные, так и подземные (подводные) глубины. Перечислению поэтических штампов Шекспир посвящает первые два катрена сонета.
В третьем катрене он просит позволения быть истинным не только в любви, но и в письме (подразумевается, как данный сонет, так и всё творчество). Лирический герой призывает читателя верить в то, что он по-настоящему любит, просто его чувство опирается на правду, которая говорит о том, что любимый человек прекрасен не как мерцающие «в воздухе небес золотые свечи», а «как ребёнок любой матери».
«Сонетный ключ» объясняет неприятие лирическим героем пышных метафор: в них он не видит искренности, полагая, что «подобная молва хороша», когда главной целью стихотворения является «продажа», то есть обольщение предмета своей любви в надежде на последующее (физическое, телесное) вознаграждение. Здесь двадцать первый сонет перекликается со сто тридцатым, в котором Шекспир подчёркивает земную сущность возлюбленной (Тёмной Дамы) и отказывается от её классического воспевания. Очевидны параллели и между двадцать первым и сто вторым сонетом: в обоих произведениях утверждается идея молчаливости любви, сам факт которой красноречивее любых возможных слов. Двадцать первый сонет также заканчивается отказом от хваления, которое лирическому герою не нужно в силу того, что он не претендует на какую-то особую награду от Друга – он просто его любит.
В двадцать первом сонете Шекспир выступает и как литературный критик своих коллег, и как самокритик, и как философ, пытающийся показать людям ценность естественной, земной природы человека в противовес чужим фантазиям о ней. Лирический герой влюблён, но он отдаёт себе отчёт в том, что любит и не пытается придать своим чувствам дополнительный метафорический лоск.
- «Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Гамлет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Ромео и Джульетта», краткое содержание по действиям и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Гамлет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Отелло», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- «Король Лир», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
- Уильям Шекспир, краткая биография
- «Отелло», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
- «Буря», художественный анализ трагикомедии Уильяма Шекспира
- «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
- «Двенадцатая ночь, или Что угодно?», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира
- «Буря», краткое содержание по актам и сценам трагикомедии Уильяма Шекспира
- Художественный анализ 102 сонета Уильяма Шекспира
- «Макбет», краткое содержание по актам и сценам трагедии Уильяма Шекспира
По писателю: Шекспир Уильям