Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
Судьба героя и прототипы
Прототипом Козетты стала Мари-Жаннет, которая была так же несчастна в своей деревне Кольпо. Гюго специально изучал жизнь провинции, чтобы точно её описать.
Козетта – уменьшительно-ласкательное от Эфрази. Мать Козетты – Фантина, прозванная Блондинкой за её прекрасные волосы. Она была самой юной из четырёх подруг-гризеток – красивых работящих девушек из народа. Она была влюблена в Феликса Толомьеса, студента, богача с четырьмя тысячами франков ренты, тридцатилетнего кутилу. Через 2 года Толомьес бросил романтичную Фантину, оставив её с ребёнком.
Через 10 месяцев после этого Фантина, познавшая нужду, решила вернуться в родной город, Монтейль Приморский. По дороге она залюбовалась дочерьми трактирщика Тенардье. Она отдала девочку на содержание этой семье, оставив богатое приданое и 57 франков на её содержание на полгода вперёд.
Бедная Фантина умерла на родине, потому что лишилась честного заработка и стала падшей женщиной. Дочери она отдала самое прекрасное, что у неё было: белокурые волосы и чудесные белые зубы. Вырученные деньги бедная мать отправляла на содержание Козетты. Но Тенардье использовали деньги на себя и своих дочерей. Козетте не досталась даже присланная шерстяная юбка. Окружающие думали, что Козетту подкинули, и поражались доброте Тенардье.
Козетта выполняла в доме трактирщика работу прислуги, и её сердце знало одно лишь горе, пока её не купил за полторы тысячи франков старик, показавшийся ей господом богом. Ведь он купил ей куклу и положил на Рождество в башмак золотую монету.
Этим человеком оказался бывший каторжник Жан Вальжан, порвавший со своим преступным прошлым и ставший мэром города МонтейльПриморский. Вторично попав на галеры, он спас матроса, но сбежал, хотя все посчитали его утонувшим. Сбежав, Жан Вальжан в первую очередь отправился за Козеттой, как обещал её умирающей матери, когда был мэром. Это случилось через 9 месяцев после смерти Фантины. Они остановились в лачуге Горбо в предместье Парижа.
Пятидесятилетний Жан Вальжан стал для восьмилетней Козетты отцом. Так они прожили всю зиму, пока их не выследил полицейский Жавер. Убегая, Жан Вальжан оказался в женском монастыре, где встретился с садовником Фошлеваном, которого спас от смерти когда-то в бытность мэром. Козетта стала пансионеркой монастыря, а Жан Вальжан представился братом Фошлевана. Они прожили в монастыре много лет.
Спустя годы пятнадцатилетнюю девушку, гулявшую с отцом в Люксембургском саду, увидел благородный юноша, студент Мариус, ярый бонапартист. Ещё раньше он спас её отца, подслушал сговор против него членов шайки «Петушиный хвост» во главе с Тенардье.
Перестав по настоянию отца видеться в парке с Мариусом, Козетта загрустила. Мариус нашёл её, и влюбленные объяснились.
Когда Жан Вальжан наконец догадывается о чувствах молодых людей, он отправляется на баррикады июльского восстания (1832) и выносит раненого в ключицу Мариуса. Он отвозит его к деду. Мариус не знает, кто его спаситель.
После выздоровления и свадьбы дочери в 1833 г. Жан Вальжан открылся зятю, что он бывший каторжник, и тот решил свести его общение с Козеттой на нет. От горя Жан Вальжан заболел. Когда Мариус узнаёт от Тенардье, что Жан Вальжан не достоин такой участи, что это он спас Мариуса, молодые просят у старика прощения. Жан Вальжан умирает счастливым.
Эволюция образа
Трёхлетняя Козетта описана как божественнейшее в мире создание. Она в кокетливом наряде, с прелестным цветом лица, щёчками, словно яблочки, и большими голубыми, как у матери, глазами.
У Тенардье Козетта была одета в старые юбчонки и рубашонки маленьких Тенардье, её кормили объедками с общего стола.
Девочка была бессловесной жертвой двух сестрёнок, а с пятилетнего возраста стала служанкой в доме. Она ходила за покупками, подметала комнаты, двор, улицы, мыла посуду и таскала тяжести. Девочку прозвали Жаворонком. «Несправедливость сделала её угрюмой, нищета – некрасивой». От неё остались только прекрасные большие глаза.
В следующий раз читатель встречает Козетту в 1823 г. в лохмотьях и деревянных башмаках на босу ногу. Она по-прежнему была у Тенардье служанкой. Козетте «было только 8 лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой». Она была худенькой бледной девочкой на вид лет шести. Глаза были тусклыми от постоянных слёз, она была ужасающе худа, из-за озноба постоянно сдвигала колени. Девочка была одета в лохмотья, и весь её облик выражал страх. Взгляд её был печален и мрачен.
Тенардье называли её скотиной, щенком, жабой. Девочка спала на соломенном тюфяке под лестницей. Она не имела права играть, её место было под столом, в конуре, как называла ее место хозяйка. Козетта должна была вязать чулки для дочерей хозяйки.
Когда Козетта стала жить в монастыре, убежище для беглецов, как бесплатная пансионерка, настоятельница взяла её охотно, надеясь, что некрасивая девочка станет монашкой. Со временем девочка научилась смеяться и стала милой, хоть и оставалась некрасивой.
Такой её и увидел впервые Мариус в Люксембургсом саду: почти до уродливости худой, неуклюжей, ничем не примечательной подростком. Она показалась Мариусу неприятной, носила чёрное, плохо скроённое плате из мериносовой шерсти.
Зато через год девушка изменилась. Она была «созданием, наделённым всеми женскими прелестями»: «Чудесные каштановые волосы с золотистым отливом, лоб, словно изваянный из мрамора, щёки, словно лепестки розы… головка Рафаэлевой мадонны, покоящаяся на шее Венеры Жана Гужона».
Она сама осознала, что хороша, была ослеплена своей красотой. Жан Вальжан глядел на её красоту с ужасом. В Козетте проснулась её женская сущность, и она сразу «овладела искусством одеваться».
Козетта – главная героиня романа «Отверженные». Она истинная романтическая героиня, всегда следующая велению своего сердца. И только в одном Козетта проявляет свою нечуткость и холодность: в охлаждении отношений с приёмным отцом.
- «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
- Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
- «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
- «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
- Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Эсмеральды в произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Квазимодо в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Виктор Гюго, краткая биография
- «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
- «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
По произведению: «Отверженные»
По писателю: Гюго Виктор