«Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
Романтическая драма «Эрнани» была написана Виктором Гюго в начале осени 1829 года, после запрещения постановки «Марьон Делорм». На сцене она появилась в феврале 1830 года, за несколько месяцев до знаменитой Июльской революции. В предисловии к драме Гюго сравнил романтизм с политическим либерализмом, завоевав тем самым в начале внимание, а затем и любовь публики.
В центре пьесы стоит образ благородного дворянина, рождённого в изгнании принца Хуана Арагонского, по воле обстоятельств ставшего предводителем разбойников-горцев Эрнани. Возлюбленная испанского гранда – донья Соль де Сильва, страстно влюблённый в неё дядя – шестидесятилетний Руй де Сильва и не менее страстно желающий её испанский король Дон Карлос, впоследствии Карл V, своими поступками и чувствами наравне с главным героем формируют художественное своеобразие драмы как на внутреннем, идейном, так и внешнем, сюжетном уровне.
Историческая основа пьесы связана исключительно с именами некоторых действующих лиц (испанский король Карл I, ставший впоследствии германским императором Карлом V) и событий (смерть деда Карла I – императора Максимилиана, притязание Карла I на императорский престол, идея подкупа князей-избирателей), весь частный сюжет (история взаимной любви Эрнани и доньи Соль и безответной – Руя де Сильвы и дона Карлоса) – полностью придуман автором. Действие пьесы происходит в Испании (в северо-восточном городе страны Сарагосе, в горах Арагона, в гробнице Ахена – месте упокоения Карла Великого) и приходится на начало XVI века.
Композиция «Эрнани» - классическая. Состоящая из пяти действий пьесы открывается экспозицией. В первом действии автор знакомит читателя с главными героями, рассказывает об их любви к донье Соль, намечает завязку будущего конфликта (тайна Эрнани, раскрытие настоящего имени дона Карлоса). Собственно сюжетное начало пьесы приходится на второе действие, во время которого дон Карлос обнаруживает свои истинные намерения в отношении доньи Соль и приобретает непримиримого врага в лице Эрнани. Нарастание действия наблюдается в третьей части пьесы, повествующей о Руе де Сильве, приютившем в своём замке смертельно опасного гостя, узнавшего о любви невесты-племянницы к другому и ставшего врагом испанскому королю Карлу I. Кульминация пьесы попадает на четвёртое действие, в котором герои балансируют на грани жизни и смерти: Карла I, ставшего императором Карлом V, чуть не убивают заговорщики; Карл V чуть не казнит Эрнани, дона Руя де Сильву и других дворян; донья Соль готовится умереть вместе с любимым. Столкновение героев завершается удивительной развязкой – получивший безграничную власть, жестокий и деспотичный в прошлом, дон Карлос, «по совету» Карла Великого, решает начать своё правление с всепрощения: он дарует заговорщикам жизнь и отдаёт донью Соль в жёны Эрнани.
Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы, но драма не была бы драмой, если бы она неумолимо не двигалась к своей истинной, смертельной развязке, приходящейся на пятое действие, в котором счастье влюблённых разрушается дворянским словом чести, данным Эрнани Рую де Сильве в час, когда он отказался от дуэли со старым герцогом, попросив его об одном одолжении – помочь освободить донью Соль из рук испанского короля.
Идейно-художественное своеобразие пьесы формируется внутри образов главных героев, каждый из которых выражает одну или несколько (с превалированием одной) чувств-идей, характерных для эпохи романтизма. Эрнани, он же принц Хуан Арагонский, воплощает в себе идеи мести (за смерть своего отца, павшего от руки отца Карла I), любви (к донье Соль), чести (умение держать своё слово) и прощения (в отношении поступившего с ним по чести Карла V). Образ Руя де Сильвы, дяди доньи Соль, связан с идеями мести (Карлу I – за нежелание уважать его приверженность древнему закону гостеприимства), ревности (к Эрнани), любви (к донье Соль), чести (по отношению к гостю). Испанский король Карл I, он же германский император Карл V, он же дон Карлос сочетает в себе идеи власти (он хочет стать главным правителем всего мира), любви (к донье Соль), мести (в отношении Эрнани – как соперника и сына бывшего врага его отца) и прощения (всеобъемлющего, безусловного, истинно христианского).
В главном женском образе пьесы, образе доньи Соль, воплотилась одна-единственная идея – чувство любви, безграничной, бесконечной, ничего не боящейся, ни перед чем не отступающей. Донья Соль готова на всё ради Эрнани: жить с ним в лесу среди диких горцев, прятаться от властей, растить детей среди полей и лугов, выйти замуж за нелюбимого старика-дядю, убить испанского короля, умереть вместе с возлюбленным. Художественный образ главной героини – статичен. Он не изменяется на протяжении всей пьесы: девушка готова взойти на эшафот вместе с Эрнани уже во втором действии. Любовь для доньи Соль – это жизнь, отсутствие любви (в лице любимого) – смерть. Бесчестие любимого для благородной по рождению девушки – тоже смерть. И именно поэтому она первая выпивает яд, предназначенный для Эрнани, избавив его от ответственности перед ней, от любви, от владеющего им плотского желания жить.
Главные мужские образы драмы в соответствии с традициями романтизма также лишены какого бы то ни было психологического развития: несмотря на то, что Эрнани постоянно колеблется между идеей мести дону Карлосу и своей любовью к донье Соль, последняя является для него определяющей и, в итоге, побеждает; дон Руй де Сильва только на первый взгляд никак не может выбрать между честью и ревностью (последняя действие за действием поглощает его и приводит к собственной и смерти Эрнани и доньи Соль; старый герцог – единственный в пьесе, кому идея прощения чужда изначально: в первую очередь он руководствуется законами чести, во вторую – личными чувствами); Карл I вроде бы полностью меняет свой характер под влиянием мысленного разговора с Карлом Великим, но, во-первых, автор никак не показывает внутреннюю трансформацию персонажа, а просто ставит читателю перед фактом (был деспот, стал – справедливый властитель), а, во-вторых, Карл I фактически перестаёт существовать, став Карлом V.
Король, получивший неограниченную власть, теряет интерес к мирским удовольствиям: если раньше он только и делал, что думал о донье Соль, пытался её похитить, мечтал, как благосклонна она будет к нему, если он станет германским императором, то сейчас все его мысли вращаются вокруг политических, военных и религиозных проблем своего времени.
- «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
- «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
- Виктор Гюго, краткая биография
- «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
- Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
- «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
- Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
- «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
- «Бедные люди», анализ поэмы Гюго
- Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Эсмеральды в произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери»
По писателю: Гюго Виктор