«Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
Предисловие
Автор рассуждает о завидной участи умерших поэтов, покинувших мир, наполненный ненавистью, завистью и предательством. Он сравнивает романтизм со свободой и политическим либерализмом и говорит о появлении в литературе новых форм самовыражения чувств и мыслей. В конце Гюго благодарит свою публику, состоящую из прогрессивной молодёжи.
Действие первое. Король
Сарагоса. Ночью в спальне доньи Соль де Сильва (невесты герцога Пастранья, приходящегося девушке дядей) донья Хосефа Дуарте открывает потайную дверь и обнаруживает за ней дона Карлоса. Визитёр знает о предстоящем свидании доньи Соль с Эрнани и заставляет донью Хосефу спрятать его в спальне.
Донья Соль снимает с пришедшего Эрнани промокший от дождя плащ. Юноша ревнует возлюбленную к будущему мужу-старику. От доньи Соль он узнаёт, что её принудил к браку король Карлос Кастильский – сын короля, казнившего его отца. Эрнани нечего предложить возлюбленной, кроме свободы. Донья Соль согласна пойти за ним и жить в лесах среди горцев.
Дон Карлос появляется из шкафа. Он пытается узнать настоящее имя Эрнани. Намечающуюся дуэль останавливает приход дяди доньи Соль. Эрнани предлагает дону Карлосу спрятаться в шкафу или сбежать через потайную дверь. Последний отказывается.
Дон Руй Гомес де Сильва обвиняет молодых людей в растлении племянницы и издевательстве над его сединами. Дон Карлос просит герцога успокоиться и сообщает ему о смерти своего деда – германского императора Максимилиана. Де Сильва узнаёт в госте испанского короля. Дон Карлос пришёл к нему за советом. Герцог видит в испанском короле претендента на императорский трон, но считает, что ему будет тяжело его добиться.
Дон Карлос спасает влюблённых, говоря, что Эрнани – человек из его свиты. Главный герой наедине с собой обещает королю стать самым верным его последователем.
Действие второе. Разбойник
Ночью дон Карлос со свитой ждут Эрнани во дворе дома герцога де Сильва. Король объясняет, что отпустил разбойника потому, что тот вёл себя горделиво, как подобает царю, а сам дон Карлос был слишком опьянён любовью к донье Соль, чтобы думать о чём-то другом.
Дон Карлос выманивает донью Соль из дома и принуждает его пойти с ним, чтобы сделать своей любовницей. Девушка просит оставить её в покое, после чего выхватывает кинжал и обещает заколоть в начале короля, а потом себя.
Появившийся Эрнани извещает дона Карлоса о том, что его свита находится в руках его друзей-горцев, и предлагает дуэль. Испанский король называет героя разбойником и отказывается сражаться с ним по-честному. Эрнани не решается убить дона Карлоса и отпускает его.
Молодой человек отказывается от доньи Соль, не желая увлекать её за собой на эшафот. Услышав набат, Эрнани впервые в жизни целуют возлюбленную в лоб и спасается бегством.
Действие третье. Старик
В замке де Сильвы в горах Арагона герцог просит прощения у доньи Соль за свои подозрения и объясняется ей в любви. Паж приносит весть о том, что король преследовал главаря разбойников и, скорее всего, убил его. Эрнани приходит в замок под видом пилигрима. Герцог принимает гостя с радушием.
Увидев донью Соль в свадебном платье, Эрнани раскрывает своё инкогнито. Герцог де Сильва в ужасе – он ответственен за жизнь своего гостя и боится, что кто-то из слуг сможет выдать его королю.
Наедине с доньей Соль Эрнани рассматривает подаренный ей ларец с драгоценностями и обвиняет возлюбленную в предательской измене. Девушка показывает разбойнику отнятый у короля кинжал и говорит, что отказалась ради Эрнани от трона. Молодой человек просит у доньи Соль прощения за свою яростную ревность и говорит, что девушке не место с тем, кто рождён для мщения и приносит своим близким одну только смерть. Он предлагает донье Соль стать женой герцога. Девушка называет его жестоким и начинает плакать. Эрнани раскаивается в своих словах и говорит, что будет счастлив умереть вместе с возлюбленной.
Обнявшихся молодых людей застаёт Руй де Сильва. Герцог приходит в ужас от оскорбления, нанесённого ему гостем. Эрнани говорит, что де Сильва имеет полное право убить его. Донья Соль вступается за возлюбленного, беря всю вину на себя. Девушка признаётся в любви к Эрнани. В замок приезжает король. Герцог прячет разбойника в потайной комнате.
Дон Карлос обвиняет де Сильва в предательстве. Герцог признаётся в том, что Эрнани находится в его замке, но отказывается выдать его королю, не желая преступать старинного закона чести. Дон Карлос рвёт и мечет. Он грозит лишить де Сильва и головы, и замка, но старый герцог упрямо стоит на своём. Донья Соль приоткрывает вуаль. Король предлагает герцогу выбор – спасти невесту или гостя. Де Сильва предпочитает потерять невесту, нежели навлечь позор на свой род.
Король со свитой покидают замок. Герцог выпускает из тайника Эрнани и предлагает ему дуэль. Молодой человек отказывается драться. Он готов отдать свою жизнь без боя, но перед смертью просит о милости – услышать голос доньи Соль. Де Сильва рассказывает ему о случившемся в зале. Эрнани предлагает свою помощь в возвращении доньи Соль и обещает в любое время предать свою жизнь в руки герцога.
Действие четвёртое. Гробница Ахен
В подземелье гробницы Карла Великого в Ахене дон Карлос обсуждает с доном Рикардо де Рохасом планы Лиги на императорский трон. Только семь её членов, купленных за золото, земли и титулы, готовы поддержать испанского короля. Для полной победы дону Карлосу не хватает трёх голосов.
Ожидая извещающего об избрании на престол залпа пушки, испанский король думает о том, что, став цезарем, он понравится донье Соль.
Когда придворные уходят, дон Карлос разговаривает с Карлом Великим. Он видит в мире только двух властителей – Папу и цезаря, но при этом понимает, что над обоими стоит Бог, и даже бесконечная власть неизменно заканчивается одним – могилой. Испанский король одновременно и жаждет, и боится власти. Он на коленях просит Карла Великого дать ему силу для владения земным шаром и жаждет поговорить с ним лично. Услышав шаги заговорщиков, дон Карлос прячется в гробнице своего великого предшественника.
Заговорщики решают, кто из них убьёт испанского короля. Жребий падает на Эрнани. Герцог де Сильва просит молодого человека уступить ему эту честь. Он предлагает ему земли и замки, напоминает о том, что Эрнани принадлежит ему, пробует вернуть герою рог и вместе с ним жизнь молодого человека, но всё тщетно.
Слышатся три пушечных выстрела. Дона Карлоса избирают германским императором. Он выходит из гробницы Карла Великого. Заговорщики застывают от страха. Их окружают придворные короля. Герцог Баварский преподносит Карлу Пятому корону священной Римской империи и сообщает, что в начале императором был избран Фридрих Саксонский, но он отказался от власти в пользу испанца.
Карл Пятый приказывает слугам арестовать благородных заговорщиков. Эрнани открывает своё настоящее имя: он – рождённый в изгнании принц Хуан Арагонский. Донья Соль молит императора о смерти вместе с любимым. Карл Пятый отдаёт её в жёны Эрнани, прощает его вместе со всеми заговорщиками и возвращает титул герцога. Наедине с собой он признаётся в том, что идею прощения ему подал «разговор» с Карлом Великим, посоветовавшим начать правление именно с этого.
Действие пятое. Свадьба. Сарагоса
На террасе Арагонского дворца придворные обсуждают свадьбу. Они говорят о том, что прелестная красавица из трёх претендентов на свою руку – короля, придворного и бандита – выбрала вора; о том, что герцог де Сильва поседел всего за один день; о том, что Карл Пятый совсем забыл о любовных похождениях и тревожится только о Лютере и Сулеймане. На праздничном маскараде придворные замечают мрачного человека в костюме домино.
Новобрачные прощаются с гостями. Донья Соль смущается в преддверии брачной ночи. Она наслаждается темнотой и тишиной. Хуан Арагонский слышит в ночи звук своего рога и вновь возвращает себе имя Эрнани. Он отсылает возлюбленную за лекарством. На террасе появляется Маска. Она предлагает Эрнани убить себя ядом или клинком. Герой выбирает яд, но просит Маску отложить казнь до утра. Руй де Сильва обвиняет Эрнани в нарушении слова. Вернувшаяся донья Соль просит дядю помиловать Хуана, но тот остаётся непреклонен. Девушка выпивает яд, предназначенный для Эрнани. Вслед за ней яд пьёт и Хуан.
Эрнани умирает первым. Вслед за ним из жизни уходит девушка. Последним умирает Руй де Сильва.
- «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
- «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
- Виктор Гюго, краткая биография
- «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
- Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
- «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
- Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
- «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
- «Бедные люди», анализ поэмы Гюго
- Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Эсмеральды в произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери»
По писателю: Гюго Виктор