Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
Судьба героя и прототипы
Прототипом Гавроша, принимающего участие в восстании 5 июня 1832 г., стал юный барабанщик Жозеф Барра, который принимал участие в восстаниях 1793 г. Он героически восславил республику вместо императора. Другой прототип – 12-летний Жозеф Агриколь Виала. В 1793 г. он погиб, попытавшись под пулями перерубить канаты понтонного моста.
Гаврош – третий ребёнок семьи трактирщика Тенардье. Гюго называет его родителей карликовыми натурами. Они находились между средним и низшим классом и соединяли в себе все недостатки второго и пороки первого. «В характере жены таилась скотская грубость, в характере мужа – прирожденная подлость». Тенардье некогда был сержантом и участвовал в кампании 1815 г. Жена Памела была лет на 15 моложе, со временем из мечтательницы превратилась в мегеру, толстую злую бабу, чья голова была набита глупыми романами.
Гаврош – поздний ребёнок Тенрдье, который родился у них, по утверждению матери, «из-за холода». Мать не любила его, как любила она старших девочек, Эпонину и Азельму. Читатель даже не знает истинного имени мальчика, ведь Гаврош – значит просто беспризорник.
Гаврош стал парижским гаменом, бездомным, а гамены (сорванцы) – это особая парижская каста – «босые ноги, голые руки, лохмотья, невежество, униженность, темнота».
Гаврош живёт на площади Бастилии в статуе слона. Туда он приглашает двух потерявшихся малышей-братьев. Дом Гавроша уютен, у него даже есть постель с тюфяком, одеялом, в алькове, под пологом, похожая на чум эскимоса. Постель окружена сеткой от крыс. Одеяло Гаврош забрал из ботанического сада у обезьян, а тюфяк у жирафа.
Вновь Гаврош появляется на страницах романа в эпизоде восстания 5 июня 1832 г. Он отобрал у торговки пистолет без собачки и шёл в самую гущу событий, напевая Марсельезу. Три месяца прошло с тех пор, как братья Гавроша переночевали с ним в слоне, ушли на улицу и не вернулись.
Мариус, желая спасти Гавроша, отправил его с письмом к Козетте. Но Гаврош вернулся на баррикады, по пути попытавшись украсть для республики тележку.
Сообразительность Гавроша позволила раскрыть личность полицейского Жавера.
Гаврош героически погиб, собирая пули из патронташей убитых гвардейцев в корзинку из-под винных бутылок.
Эволюция внешности и внутреннего мира героя, истоки его характера
В 11-12 лет Гаврош, парижский гамен, появляется на страницах романа. Он в мужских брюках, но не в отцовских, в женской кофте, но не в материнской. Отец не желал его знать, а мать не любила. У него было мрачно на сердце, но он был не прочь и посмеяться.
Гаврош лучше всего чувствовал себя на улице, где мостовая была мягче сердца матери, выбросившей его в жизнь пинком ноги. «Это был шумливый, бойкий, смышлёный, задорный мальчик, живой, но болезненного вида, с бледным лицом». У него не было ни крова, ни пищи, ни тепла, ни любви, но он был жизнерадостен, потому что был свободен. Раз в три месяца Гаврош посещал своих мать, отца и сестёр, живших теперь в лачуге Горбо.
Основная черта характера Гавроша – его оптимизм и лёгкое отношение к жизни. Он не даёт себя в обиду и чувствует себя на улице как рыба в воде. Он сразу замечает, что пекарь задумал дать ему пеклеванный хлеб, и отшучивается от него.
Гаврош умеет сочувствовать всем несчастным. Он отдаёт девочке-нищенке свой шерстяной шарф. Он кормит своих младших братьев, потерявших приёмную мать. Гаврош не знает, что мальчики – его братья.
Приютив малышей, Гаврош знакомит их с жизнью на улице и воровским жаргоном: полицейские – фараоны, квартира – домовуха, ночь – потьмуха, сжечь дом – подсушить мельницу, голова – сорбонна. Но мягкой постели сопутствует полчище крыс, которые съели даже кошку Гавроша.
Гаврош не отказывает в помощи товарищам, не требует дальнейших объяснений. Он поднимается по трубе и подаёт верёвку арестованному отцу, который с его помощью убегает. Отец не узнал сына.
На баррикадах Гаврош стреляет наравне со взрослыми. Гаврош предупреждает и подбадривает всех весёлыми песенками, которые распевает петушиным голосом.
Старухи говорят о нём: «Такие не успокоятся, пока не сбросят правительство».
Гаврош ведёт себя как герой не только благодаря своей храбрости, но и из-за недостатка жизненного опыта. Гаврош выскользнул из зоны порохового дыма и был замечен гвардией предместья. Он умер, бесстрашно распевая весёлые сатирические песни.
Его имя стало нарицательным и обозначало мужество повстанцев. Недаром он изображён на картине Делакруа «Свобода на баррикадах».
- «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
- Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
- «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
- «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
- «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
- «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
- Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Эсмеральды в произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Образ Квазимодо в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Виктор Гюго, краткая биография
- «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
- «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
По произведению: «Отверженные»
По писателю: Гюго Виктор