«Пахарь», анализ стихотворения Никитина
История создания
Стихотворение «Пахарь» было написано летом 1856 г. 32-летним поэтом Иваном Никитиным. Через год оно было напечатано в журнале «Русская беседа», в № 8. Никитин недаром опасался, что «цензура не пропустит «Пахаря». Поэтому он, по его словам, «смягчил истину» о «бедном пахаре». Несмотря на старания Никитина, стихотворение не напечатали в «Отечественных записках». В 1859 г. оно вошло в сборник стихотворений Никитина. «Пахаря» высоко оценил Добролюбов.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Пахарь» относится реалистическому направлению. Никитин – последователь поэтов Кольцова и Некрасова, описывающих тяжёлую жизнь крестьян. Социальная проблема поднимается в стихотворении гражданской лирики, но оно содержит в себе элементы пейзажной лирики, так хорошо дававшейся Никитину.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – тяжёлый и бесплодный труд пахаря. Основная мысль состоит в безнадёжности такого положения крестьянина. Лирический герой не просто сочувствует эпическому герою стихотворения, но плачет вместе с ним о его трудах и горе. Более того, лирический герой, в отличие от крестьянина-пахаря, осознаёт ненормальность такого положения, понимает необходимость его изменения, да только путей не знает.
Стихотворение композиционно распадается на три части. Первая часть представляет собой вечерний идиллический пейзаж. Читатель ожидает продолжения буколических стихов, но вторая часть контрастна первой. В этой центральной части описана вся жизнь земледельца. Лирический герой начинает с жанровой картинки: уставший за день пахарь продолжает свой нелёгкий труд на фоне идиллической природы. Дальше, задавая риторические вопросы, лирический герой описывает все невзгоды в жизни земледельца, для которого тяжелы и пахота, и созревание ржи, и уборка хлеба, и продажа урожая. Оказывается, никакие обстоятельства не во благо крестьянину: ни урожай, ни недород. Его несчастье имманентно присуще земледельцу как представителю своего сословия.
Третья часть – последняя строфа – завуалированное обличение социальных обстоятельств, приведших к такому положению крестьянина, выраженное в риторических вопросах и восклицательном предложении.
Тропы и образы
В первой, пейзажной, части Никитин использует традиционные фольклорные эпитеты: кудрявый лес, золотой огонь, зелёная трава, пашня чёрная, зорька ранняя, доля горькая. Эпитеты подчеркивает инверсия. Олицетворения приближают повествовании к сказочному или былинному: солнце нагулялося за день, лес купается в золотом огне, зелёная трава спит. Метафора росы тоже близка к традиционной (роса – драгоценные камни), только более сложная, так как роса представляется ещё и искрами, и розовой пылью.
Идиллическая природа тиха, даже зловещий ворон молчит. С природным совершенством контрастирует несовершенная человеческая жизнь. Конь и мужичок в состоянии смертельной усталости:
Конь идет - понурил голову,
Мужичок идёт – шатается.
Никитин будто создаёт «антибылину», где не богатырь, а мужичок, не богатырский конь, а унылая кляча. Но уже в следующих строках автор опровергает сам себя. Это герой, но не былинный, а житийный. Он называется в стихотворении кормильцем, хотя сам сыт сухою коркою. Этот оксюморон подчёркивает мученичество, страдания героя.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах мужичок, кручинушка, заботушка раскрывают авторское отношение к пахарю. Сам же пахарь во главу угла ставит не приносящую ему ни богатства, ни счастья рожь. Она для него – предмет поклонения, не просто живая, а божество, о котором надо заботиться, чтобы не побилася градом, не высохла в жары, не положилася от дождей.
Хлеб, называемый в стихотворении золотом (метафора), приносит земледельцу сплошные страдания. Цикл страданий повторяется каждый год. Календарный год земледельца описан с точки зрения его самого, поэтому Никитин использует просторечия: не управишься, купцы спесивятся, двор не поправляется. Обилие отрицательных частиц не – это отрицание не только жизни самого пахаря, зацикленной на беде, но и всех будущих поколений. «Детки грамоте не учатся», а значит, все будущие поколения будут жить не лучше этого.
В стихотворении два риторических вопроса, дополняющих друг друга. Первый расположен в середине стихотворения:
Уж когда же ты, кормилец наш,
Возьмёшь верх над долей горькою?
Второй подводит читателя к выводу:
Где же клад твой заколдованный,
Где талан твой, пахарь, спрятался?
Если вспомнить, что золото, которое роет пахарь из земли – это хлеб, становится понятным, что клад здесь – метафора богатства, тогда как талан – это удача, везение, счастье-доля. Последнее восклицательное стихотворение даёт ответ на риторический вопрос: у крестьянина в жизни есть только труды и горе. Совсем по Библии, в которой утверждается, что жизнь человеческая – это труд и болезни.
Размер и рифмовка
В стихотворении «Пахарь» Никитин подражает былинному стиху. Это пятистопный ямб со множеством пиррихиев, напоминающий тонический стих. В стихотворении рифмуются только парные строчки. Рифмы в основном глагольные, часто неточные, дактилические. И размер, и рифмовка делают стихотворение похожим на песню, недаром оно было положено на музыку.
- «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
- «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
- «Утро», анализ стихотворения Никитина
- «Русь», анализ стихотворения Никитина
- «Лес», анализ стихотворения Никитина
- «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
- «Нищий», анализ стихотворения Никитина
- «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
- «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
- «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
- «Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
- «Кулак», анализ поэмы Никитина
- «Хозяин», анализ стихотворения Никитина
- Никитин Иван Саввич, краткая биография
- «Ярко звезд мерцанье», анализ стихотворения Никитина
По писателю: Никитин Иван Саввич