«Лес», анализ стихотворения Никитина
История создания
Стихотворение И.Никитина «Лес» было написано в 1849 г. 25-летним поэтом. Это одно из самых ранних стихотворений, в нём чувствуется влияние стихотворения «Лес» Кольцова, написанного в 1839 г. В своём стихотворении Кольцов пытается постичь тайну леса:
О чём шумит сосновый лес?
Какие в нём сокрыты думы?
Никитин будто отвечает коллеге-поэту, раскрывая загадку дорогого ему леса, которому с детства привык доверять свои тревоги.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Лес» трудно отнести к определённому литературному направлению. Никитина, вслед за Кольцовым, часто относят к «народным», «крестьянским» поэтам. В стихотворении чувствуется близость поэта к родной земле, связь его с родной природой. Стихотворение - образец пейзажной лирики, которая у Никитина всегда включает и философские вопросы, рассуждение о жизни.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – описание леса детства лирического героя и леса в восприятии взрослого человека, леса в разных природных состояниях.
Основная мысль: природа сопровождает жизнь человека. Он обращается к природе в минуты «бесплотной тоски», чтобы преодолеть «скорбь души».
Стихотворение состоит из 8 строф и композиционно делится на 3 части. Первая и вторая строфы содержат обращение лирического героя к лесу, близкому с детства. В строфах с третьей по шестую описан лес, который с детства наблюдал лирический герой в разные природные моменты. Лес противостоит грозе, буре, описан на закате или ночью. В седьмой и восьмой строфах содержатся философские рассуждения героя о значении леса в его жизни. Герой обращается к лесу снова, чтобы пережить тяжёлые моменты. Таким образом, первая и вторая, а также седьмая и восьмая строфы образуют кольцо, композиционно соединяя лес детства героя и лес настоящего.
Тропы и образы
В основе стихотворения лежит олицетворение. Лес для лирического героя – не просто живой, но разумный. Лес – полноценный собеседник. Лирический герой обращается к нему, изливает душу как сильной личности со «свободным голосом». Для лирического героя лес – воплощение свободолюбивой и мужественной души, побеждающей невзгоды. В тайне таким хотел бы быть и сам герой.
У леса, как у человека, есть кудрявая голова, одежда. Он может немо молчать, а может говорить таинственным языком своим свободным голосом.
Лес в стихотворении древний, восходящий, как сказали бы сегодня литературоведы, к архетипу леса. Именно поэтому идеально подходят для его характеристики традиционные, фольклорные эпитеты: зелёный лес с кудрявой головой. Другие эпитеты тоже не поражают свежестью и близки к традиционным. Они рисуют яркими красками главного героя – лес. Все они наполнены сильными эмоциями (удивление, восхищение, страх, благоговение): немое молчание, таинственный язык, угрюмая краса природы, сильная гроза, страшная непогода, большие дубы с тёмными вершинами, яркий пурпур огня, цепь разноцветных облаков, тянущихся пёстрой грядой.
В стихотворении перечислено воздействие на лес каждого природного явления: блеск небес над головой, спор с сильной грозой, страшная непогода, ветер, качающий вершины дубов, заход светила дня (перифраз), пёстрые облака на закате.
Особняком стоят тропы, описывающие внутреннее состояние лирического героя: бесплодная тоска (эпитет), как узник, волей оживлённый (сравнение и метафора), скорбь души (метафора), горечь жизни обыдённой (метафора и эпитет). Сразу становится понятной тяга героя к лесу, который наделяется противоположными качествами. Да, в лесу сумрак и глушь, но он вольный, обладающий свободным голосом, а значит, может дать страждущему узнику, задавленному обыдённой жизнью, силы и надежду.
Так Никитин раскрывает тайну леса, наполняющего волей к жизни, о которой вопрошает Кольцов за 10 лет до этого. Нельзя не принимать во внимание, что именно в этот период жизни Никитин вынужден был взять на себя заботы о постоялом дворе, купленном спившимся отцом Никитина.
Стихотворение – монолог лирического героя, обращённый к лесу. Сам лирический герой, очевидно, считает свою беседу диалогом, причём первым заговаривает не он, а лес, чей разговор (шум) и побуждает героя вступить в беседу. Дважды повторённое слово шуми в начале стихотворения – ничто иное, как желание героя продолжать «диалог», где лес отвечает таинственны языком.
Размер и рифмовка
Сохраняя диалог с Кольцовым, а может быть, подражая ему, Никитин написал стихотворение четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
- «Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина
- «В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина
- «Утро», анализ стихотворения Никитина
- «Русь», анализ стихотворения Никитина
- «Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина
- «Нищий», анализ стихотворения Никитина
- «Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина
- «Пахарь», анализ стихотворения Никитина
- «Кулак», краткое содержание по главам поэмы Никитина
- «Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина
- «Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина
- «Кулак», анализ поэмы Никитина
- «Хозяин», анализ стихотворения Никитина
- Никитин Иван Саввич, краткая биография
- «Ярко звезд мерцанье», анализ стихотворения Никитина
По писателю: Никитин Иван Саввич