«Проблеск», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Проблеск» - одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник». В первом зрелом произведении Тютчева, высоко оцененном критикой, ярко проявилось своеобразие его творческой манеры.
«Проблеск» относится к «ночным» стихотворениям поэта – для Тютчева ночь была любимым временем суток, и ей он посвятил много произведений. Название стихотворения, написанного в традициях романтизма, заявляет излюбленный тютчевский прием – полутона: слово «проблеск» означает нечто незавершенное, недосказанное. Поэт сумел уловить и описать в стихотворении тончайшую грань перехода дня в ночь.
Композиция произведения, отражающего духовные искания Тютчева, включает две части. Первая часть (1 -3 строфы) описывает внешний мир, раскрывая образ сумрака; вторая часть (4-8 строфы) посвящена изображению внутреннего мира лирического героя, воспринимающего мир Вселенной. Такое композиционное построение, противопоставляющее внешний и внутренний мир, придает дуалистическую окраску стихотворению.
Для создания образа сумрака в первой части поэт использует форму псевдодиалога (слыхал ли ты?), словно призывая собеседника стать свидетелем совершаемых событий. Сумрак, «полуночь» преображает всю Вселенную. Аллитерация звука «с» создает атмосферу покоя и сна, когда человеческое сознание спит, дремлет, а душа человека просыпается. Душу тревожит дыхание Зефира, гонца ночи. «Воздушная арфа» выступает инструментом для обращения души к своим божественным корням, преображения души в чистое, высокое, бессмертное.
Во второй части душа лирического героя «летит» к сумраку, сливаясь с ним: «Душой к бессмертному летим!». Местоимение «мы» подчеркивает слияние, сроднение человека с Природой: летим, хотим, верим. Аллитерация звука «р» передает усиливающуюся радость от обретения гармонии. Кульминацией стихотворения в пятой строфе становится миг слияния с Вечностью и обретение истины. Анафора «как» акцентирует кульминацию стихотворения, усиливает напряжение. В кульминационной строке - «Как бы эфирною струею//По жилам небо протекло!» - происходит слияние противоположностей – небесного и земного, духовного и физического, вечного и временного. Слово «проблеск» обретает значение катарсиса, очищения души через веру и примирение с прошлым.
Обретя на миг истину, мятущаяся душа человека задает вечный вопрос: можно ли переступить невидимую грань и навечно слиться с беспредельным? В шестой строфе душа неожиданно падает в земную жизнь, а поэт горько отмечает, что усилия тщетны: «…не дано ничтожной пыли//Дышать божественным огнем». В словах «не дано» звучит фатальная безысходность – слишком велик разрыв между земным и небесным: земля (символ физического существования) и небо (символ бессмертия, духовного очищения) вечно противостоят в душе человека: небо стремится к полету, а земля не дает душе взлететь. Очарованная душа стремится к небесам, но человек не в силах прервать «волшебный сон» - жизнь.
Аллитерация звуков «м», «н», «ч», употребление частицы «но ах» нагнетают в последних строфах состояние усталости, утомления и обремененности лирического героя. Пробуждение возвращает сознание человека на землю, но свой взор человек интуитивно обращает к небесам, стремясь получить оттуда покой, мимолетно обретенный в проблеске ночи. Земной покой гораздо более утомителен по сравнению с тем истинным покоем, который душа может обрести лишь на небесах.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой. Тютчев использовал в «Проблеске» поэтическую (взор) и высокую (глава) лексику, необычные рифмы (минутным - смутным, Зефира – лира). Среди используемых в произведении стилистических фигур – анафора, внутренняя антитеза (сердцу светло в сумерках), инверсия (сумраке глубоком, усилием минутным, взором трепетном), семантический оксиморон (ночь встревожит).Стихотворение изобилует многочисленными эпитетами (ангельская лира, воздушной арфы, волшебный сон, ничтожной пыли, божественным огнем), встречается также усиливающая эмоциональное восприятие образа ночи отглагольная метафора (по жилам небо протекло). Повторяющиеся многоточия и тире в конце строк создают впечатление недоговоренности (тех самых полутонов), а повтор восклицательных знаков передает интонации взволнованности и эмоциональной экспрессии.
В «Проблеске» Тютчев мастерски раскрывает трагедию стремящегося постичь тайну бытия человека и скорбь души, жаждущей познать непознанное.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
По писателю: Тютчев Федор Иванович