«Бабочка», анализ стихотворения Набокова
История создания
Стихотворение «Бабочка» было написано Набоковым в ранней юности, в 18 лет, но писатель вернулся к нему через 3 года, в 1922 г. В заголовке стихотворения содержится латинское название бабочки - vanessa antiopa. Сейчас бабочки с таким названием не существует, но описанная в стихотворении бабочка есть. Набоков, страстный любитель бабочек, энтомолог, открывший несколько новых видов, был жив, когда описанную им бабочку отнесли к другому разряду. Она стала называться nymphalis antiopa.
Набоков не стал менять подзаголовок стихотворения, так что в нём описанная бабочка относится к тому виду, к которому её определил Линней в 1758 г.
По-русски эта бабочка называется траурницей. Она распространена по всей Европе. В переводе с нескольких европейских языков её название будет звучать как траурная мантия. Эта метафора связана с внешним видом: «Окраска крыльев тёмно-коричневая, вишнёво-коричневая. Крылья с широкой светло-жёлтой каймой и рядом синих или голубых пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна».
Литературное направление и жанр
Латинские и греческие слова в подзаголовке создают соответствующий настрой. Антиопа – имя царицы Амазонок, которую пленил Тесей. Набоков как истинный художник почувствовал этот античный привкус в названии и создал элегию в античном смысле слова. Это элегия, составляющая, как в античности, простое описание, рассуждения и эмоциональный отклик.
Тема, основная мысль и композиция
Образ бабочки в творчестве Набокова, пожалуй, самый важный. Бабочка символизирует красоту и недолговечность. Она – произведение искусства, созданное самой природой. Тема красоты, вечности и искусства традиционна для элегии. Мысль лирического героя плавно перетекает от описания бабочки к её месту в мире, дальше взгляд лирического героя расширяется до целой вселенной (ночь и зори), а затем уходит вглубь самого героя. Он перечисляет значимые для него вещи: берёзовая северная роща (родина), любовь, вечная юность (а значит – и страх смерти), жизненное предназначение (образ Серафима). В последних строках, завершающих 12-строчное стихотворение, - главная тайна. Узнавание – вот главная цель творчества, да и самой жизни.
Стихотворение принадлежит к направлению модернизма.
Тропы и образы
Чтобы понять, насколько точно описание траурницы и при этом насколько оно поэтично, нужно посмотреть на бабочку. Первые 8 строк – это описание самой бабочки и её неторопливых движений. В нём есть нечто монументальное, грандиозное, никак не соответствующее размеру (размах крыльев не более 9 м) и значительности этого насекомого.
Набоков использует эпитеты, которые так тесно слиты с метафорами и сравнениями, что создают целостный образ (как и в античной литературе):
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой,
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Бабочка Набокова получилась какой-то «человекообразной». Крылья распахиваются (метафора), что вызывает ассоциацию с глазами, как и васильково-лазоревые «зёрна», то есть просто пятнышки. Крылья дышат (метафора), как будто вздымается грудь, они ликуют (метафора) и теперь уже ассоциируются с человеческими ладонями, которые поднимаются вверх и вниз (припадают к коре и обращаются к лучам).
От описания бабочки Набоков переходит к эмоциональному восприятию этой красавицы. В строках с 7 по 10 два восклицательных предложения, два междометия, обращения восторженного героя и к единомышленнику-читателю, способному видеть красоту, и к самой бабочке. В этих строках Набоков использует перифразы, называя бабочку грёзой берёзовой рощи, трепетом, смехом и любовью вечной юности героя. Эти метафорические перифразы наталкивают читателя на мысль о зрелом возрасте поэта, вспоминающего юность. На самом деле это взгляд в прошлое из будущего: юный поэт заранее тоскует об ушедшей юности, боясь её ухода.
Модернистское стихотворение предполагает раскрытие не только внутреннего мира лирического героя, но и угадывание, прочтение первотекстов, аллюзии на которые есть в стихотворении.
Прежде всего, приходит на ум стихотворение Фета «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь». Лирический герой Набокова называет бабочку метафорически голубоокой ночью в раме двух палевых зорь. А следующая строчка повторяет ритмику стихотворения Фета: «Здравствуй, о здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!»
Бабочка в стихотворении Набокова изображена не на цветке и не летающей. Она сидит на стволе: «Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, то припадая к коре, то обращаясь к лучам...» Энтомолог Набоков точен в характеристике именно этой бабочки. Траурницы не любят цветы, но часто питаются спелыми фруктами и соком деревьев, особенно забродившим. Образ бабочки, сидящей на дереве, - не только реалистический факт, но и обращение Набокова к архетипу и мифологии. Бабочка сидит на стволе мирового древа, то есть, как и человек, бабочка – недолговечная жительница земли, готовая отправиться в мир мёртвых, к корням, стремящаяся, но не долетающая до мира богов, в крону под небесами. Таким образом, бабочка – воплощение самого человека. Недаром же Набоков при её описании использовал метафору «крылья дышат». Бабочка символизирует дыхание жизни, она существует на хрупкой грани между вечностью и небытием.
Важно и то, что из всех бабочек средней полосы, которыми Набоков любовался в детстве и юности, он выбрал именно траурницу, то есть, согласно названию, оплакивающую чью-то смерть.
Жизнь траурницы одна из самых длинных в мире бабочек – 11-12 месяцев. Но в глазах человека эта бабочка вечна – она летает всё тёплое время года, а весной появляется снова.
И не важно, что это уже другая особь. А что же делает вечным человека? По мнению Набокова, человека увековечивает его творческое предназначение. Так появляется образ Серафима и аллюзия на стихотворение Пушкина «Пророк».
Шестикрылый серафим явился Пушкину в пустыне на перепутье. Речь идёт о состоянии души лирического героя. Юный Набоков тоже находится в состоянии душевной пустыни и перепутья. Он не только переживает всё, что свойственно вступающему во взрослую жизнь юноше, но и гибель страны, эмиграцию и смерть отца. Жизненный опыт зрелого человека рождает мысли о предназначении, начале служения.
Но последнюю строфу можно трактовать как смерть героя. Дивное свиданье с Серафимом – переход по мировому древу из одной его части в другую. Узор крыльев Серафима напоминает крылья траурницы, что соответствует настроению лирического. Таким образом, бабочка – символ взаимопроникновения, связи между мирами: миром мёртвых и живых, земного и божественного. Такова же, с точки зрения Набокова, и роль творца на земле: творчество – прикосновение к вечности.
Размер и рифмовка
Стихотворение представляет собой элегический дистих. Оно написано с правильным чередованием античных размеров гекзаметра (размер эпоса Гомера) и пентаметра, содержащих соответственно 6 и 5 ударных слогов. Строки разделены посредине клаузулой (паузой). Такой ритм делает повествование основательным и размеренным, а стихотворения похожи на античные независимо от содержания. Античность не знала рифмы, нет её и в стихотворении «Бабочка».
- «Машенька», анализ романа Набокова
- «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
- «Защита Лужина», анализ романа Набокова
- «Рождество», анализ рассказа Набокова
- «Лолита», анализ романа Набокова
- «Гроза», анализ рассказа Набокова
- «Дар», анализ романа Набокова
- «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Круг», анализ рассказа Набокова
- «Камера обскура», анализ романа Набокова
- «Бритва», анализ рассказа Набокова
- «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Слово», анализ рассказа Набокова
- «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
По писателю: Набоков Владимир Владимирович